Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«В чём же истина человека? Подробнее о поиске Истины

Вопрос: что такое Истина? – волнует людей испокон веков. Философы и учёные философствуют на эту тему тысячи лет. Мы не будем этого делать, наша задача рассмотреть это вопрос с практической точки зрения. Но если мы говорим о жизни человека, о том, как Истина влияет на судьбу человека, то более глубокий эзотерический взгляд на Истину также необходим.

Конечно, нужно быть очень наивным, мягко говоря, человеком, чтобы говорить “я познал или понял Истину” , но никто не мешает человеку всей душой к этой Истине стремиться, не так ли. Поэтому наша задача научиться понимать, когда в своей жизни и в конкретных ситуациях мы приближаемся к истине, а когда уходим от неё всё дальше.

Что такое Истина? Практический подход

Истина – это правильные знания о происхождении, строении, предназначении, законах взаимодействия и развития этого мира, и всех существ.

Подробнее о поиске Истины:

Во-первых , для человека очень важен сам факт стремления к абсолютной Истине, к её познанию и реализации в собственной жизни, и в жизни общества. Стремление к Истине – делает человека Искренним. А – даёт и со стороны других людей.

Во-вторых, здесь можно провести аналогию с пониманием физических законов. Если знания приближены к истине, их реализация даёт эффективные результаты и позитивные последствия. Как понимание законов физики и математики открывают для человека множество возможностей в материальной сфере, так понимание Законов Судьбы и развития Души человека, помогает раскрыть его потенциал, освобождает от проблем, позволяет достигать , силы, совершенства.

В-третьих , есть очевидные критерии, какие Знания можно считать приближёнными к Истине, а какие нет:

  • Очевидно, что если теория не работает практически, значит в ней есть ошибки, заблуждения. Чем больше ошибок, тем дальше Знание от Истины.
  • Если Знание – работает, но последствия – негативные, значит что-то не то, это точно не Истина. Негативные последствия в жизни человека – болезни, травмы, неудачи, разрушение судьбы, др. Негативные последствия в жизни общества – воины, конфликты, эпидемии, нравственный и физический распад, деградация, др.
  • Если нарушены основные законы логики: логичность, непротиворечивость, обоснованность (доказательность), целесообразность (смысл важный для целого и частного).
  • Ощущение чистой в сердце – субъективный критерий, но для миллионов людей он работает, поэтому его нельзя игнорировать. Миллионы людей истинность или ложность – чувствует сердцем, душой.

Истинные знания в полной мере доступны только тому, кто является их источником, кто задумал, создал, развивает этот мир и правит этим. Это Творец – .

Эзотерический подход к понимания Истины

Тезисы из книги “Законы Творца”:

  • Замыслы Творца () – создание системы мирозданий по Законам Истины.
  • Истина – комплекс всех идей и законов, заложенных в создание системы мирозданий нашего Космоса.
  • Идея и законы Истины – создаются Творцом для реализации Воли Бога.

Одно можно сказать точно – без познания и работы над собой, без соединения теории и практики – к Истине не приблизиться. И лучшая роль для этого – это роль Духовного Ученика.

Это эссе, скорее даже заметки на тему, набросок, написано несколько лет назад. Я хотела для себя самой зафиксировать некий этап постижения, чтобы потом, со временем, вернуться к теме и написать нечто более законченное по форме. Но дважды в одну воду, как говорится, не войдешь - набросок так и остался незавершенным. Но так как в нем содержится немало полезного, я решилась в свое время на публикацию…

I. Истина - не ЧТО, а КТО

Предварительные тезисы:

П онтий Пилат ошибался, спрашивая у стоящего перед Ним Спасителя: что есть истина? Истина - это не ЧТО, Истина - это КТО. Причем Истина сопряжена с постигающим, а постигающий, в свою очередь, неизменно сопряжен с Истиной, - иначе постижение просто невозможно…

Христианский Бог личностен: Он есть Истина и Личность одновременно. Бог не безликое Нечто или Ничто, ибо даже творение его - человек - является личностью.

Что есть истина, может познавать только КТО ТО, и постигать он должен не только что то, но и КОГО-ТО. Истина - не есть нечто внешнее для личности, но прежде всего - ее внутреннее содержание.

Но тогда что есть Личность? Богословская аксиома такова: человек - это природа, а личность владеет природой. Значит, личность имеет своим свойством запредельное. Она может (и даже должна) выходить за свои пределы, за свои природные границы. Личность способна перерасти саму себя, как данность, чтобы реализовать свою зáданность…

Высшая Личность - это Бог. Он стал Человеком, чтобы реализовать в Себе как человеке высшую Личность, ибо совершенство личности есть богоподобие.

Личность развивается самоотдачей, в противоположность греховности, которая развивается самоутверждением. Бог смирил Себя до уподобления творению и принес Себя в жертву, отдал Себя и раздает и доныне в Причастии Тела и Крови Христовых, совершаемом во время Божественной Литургии.

Литургия - общее дело , общее дело народа, как единого человека - человечества (в лице общества верных, т. е. Церкви), и общее - совместное дело Церкви с Богом (устроенное и возглавленное Богом) по спасению человека, по восстановлению утраченного им богоподобия.

Постижение истины - это всегда откровение: Истина Сама открывается кому хочет и насколько хочет. Наверное, именно поэтому истинное постижение обязательно связано с некоторым глубинным потрясением. Так, от потрясения к потрясению, мы и движемся чаще всего к Тому, Кто на самом деле является Истиной.

Помнится, меня глубоко потрясло осознание того духовно-исторического факта, что Христос вознесся к Богу-Отцу в теле, сохранившем на себе следы пережитых им страданий. Он вознесся в теле, подобном нашему, хоть и преображенном Воскресением. Это же надо: вечный Бог воссел одесную Отца Своего в человеческом теле, в образе человеческом, со следами перенесенных за наши грехи мук. И это вечный Бог!

Были и другие потрясения. Например, однажды я прочла у игуменьи Усть-Медведицкого монастыря Арсении следующее: «Не скорби, что не видишь в себе ничего доброго, даже не ищи добра в себе. Человеческое добро - мерзость есть пред Господом. Радуйся своей немощи, своему безсилию. Истинное добро есть Господь, Он разум, Он и сила» . Разумеется, я была согласна во всём с игуменьей, кроме слов о добре человеческом. Ну почему добро, - думалось мне, - пусть и несовершенное, надо считать мерзостью?! Я никак не могла найти опору для понимания этих слов игуменьи.

Спасала лишь хорошая привычка в случаях, когда я с чем-то не согласна, если что-то не могу принять, просто останавливаться и ждать; не отвергать непонятное, а как-бы искать ожидая. Бывало, проходили целые годы, пока я дорастала до понимания того или иного момента в учении Церкви или святых ее подвижников. Так случилось и в этот раз. Для понимания сказанного матушкой Арсенией не хватало собственного духовного опыта. Только со временем я поняла, что слова Спасителя о том, что сила Его обретается в немощи, а также слова прп. Серафима Саровского о том, что добро не ради Христа делаемое, не приносит спасения, красноречиво свидетельствуют о правоте игуменьи. А суть ее слов, возможно, вот в чем.

Сам по себе человек не имеет истинных, чистых мотивов к творению добра. Все причины, пробуждающие в нем стремление к совершению добрых поступков, омрачены грехом гордости, тщеславия, самолюбия, самомнения и прочими сквернами. Идя путём подвижничества, человек постепенно отказывается от этих нечистых мотивов, шаг за шагом сбрасывает то один из них, то другой. И, в конце концов, он приходит в такое состояние, когда не видит в себе ни единого истинного движения к добру. Сбросив скверный покров, человек остается голым и нищим. И вот тогда, когда иллюзии собственного добра и вообще доброты человеческой развеяны, когда вполне осознана своя немощь и ничтожность, вот тогда только может человек взалкать Господа по-настоящему, тогда только и обретается сила Господня при условии, что подвижник действительно жаждет служить Добру, если он действительно обращен ко Господу всем своим существом.

Человек создан существом богоподобным. Его цель, призвание, зáданность в этом подобии, в стремлении к все большему уподоблению своему Господу и Богу. Господу то есть Господину, ибо человек добровольно избирает (должен избрать) Его своим Господином, решается служить Ему, как высшей Истине, высшему Благу, высшей Добродетели - т. е. Богу. Этимологически слово «Бог» связано со словом «богатство».

Замыкаясь своим вниманием, своим устремлением на чем-нибудь низшем, меньшем, чем Бог, человек предает себя самого, обкрадывает себя, ибо отрекается от истинного богатства, отрекается от самого прекрасного, что может в нем и с ним случиться. Вот почему, прежде всего иного, надо взыскать Царствия Небесного, которое сокрыто в личности каждого из нас. Личность без Бога, вне Бога, не для Бога - это псевдоличность, иллюзия. Истинная личность призывает нас к Божеству и к обожествлению. Только надо расслышать в себе ее голос и правильно уразуметь, отвергая самость (веру в свою самодостаточность и жизнь, рождающуюся из этого убеждения), как греховное (обманное, неистинное) состояние. Надо правильно понять ЧТО я есть, КТО я есть, зачем и для чего, а поняв, важно устоять в истине, не отречься от нее и, таким образом, остаться верным своему истинному предназначению.

II. Человек

«В начале было Слово и Слово было к Богу…»
(Евангелие от Иоанна, перевод с греческого)

Помнится один из лубенских художников, а именно Саша Литвинов, как-то сказал: главное, чтобы человек интересовался хоть чем-нибудь, чтоб к чему-то он стремился, иначе он остается совершенно пустым, безцветным, неинтересным. Думаю, художник говорил, исходя из личного опыта общения и, наверное, он даже не подозревал, насколько близкими к богословской истине были его слова, насколько они соответствовали глубинной сути человека, созданного по образу и подобию Бога.

СЛОВО, которое было у Бога, и которое было Бог, и которым все начало быть, что начало быть (Ин. 1; 1–4) изначально СУЩЕСТВУЕТ В УСТРЕМЛЕНИИ, но не просто к чему-нибудь, а к Богу (см. греч. текст). Именно в устремлении! И, главное, К БОГУ. Таков по природе своей и человек, созданный из праха земного по образу и подобию Бога, а значит и Сына Божьего, именуемого Словом.

Христос - предвечный Сын Бога Отца, и каждый из нас является Его живой иконой, искаженной в грехопадении, к сожалению, но все же иконой. Реальное подтверждение этому мы получили, когда Христос, воплотившись от Пречистой Девы Марии, стал «как один из нас».

Люди долгое время задаются вопросами о добре и зле, но никак не могут найти истинные ориентиры, истинные критерии, так как забывают о Первообразе, забывают о Христе. Но иного способа действительного познания сути человека не существует. А не познав эту суть, нельзя судить и о том, что является истинным благом для человека и что для него губительно. Ибо добром следует называть соответствие призванию, назначению, точнее сказать - соответствие Божьему замыслу о сотворенном Им человеке.

Каков же этот замысел? Кем является человек в этом мире? В чем смысл его жизни? Каково его предназначение? Ответить на эти важнейшие вопросы можно лишь взирая на Христа.

Уж не помню, у кого из богословов мне встретилась сногсшибательная мысль: человеком нельзя быть, им можно только делаться. Некоторым она покажется риторической и только, так же, как и мне в свое время. Лишь прожив с ней в сердце несколько лет, я вполне осознала, что истинным человеком - человеком в полном смысле слова - был лишь Спаситель наш Иисус Христос. А все мы - недочеловеки. То есть, чем более мы приближаемся своей жизнью, чувствами, мыслями ко Христу, тем более приближаемся к тому, чем призван быть человек.

  1. «Иоанн Златоуст говорит: Если вы хотите знать, что такое человек, не смотрите в сторону царских престолов или палат вельмож - подымите глаза к Престолу Божию и увидите одесную Бога и Отца - Человека в полном смысле. Но когда мы Его видим, мы видим то, чем мы призваны быть…это наше призвание, это воля Божия о нас» (митр. Антоний Сурожский);
  2. «Удаление души от Бога есть смерть для нее» (Симеон Новый Богослов);
  3. «Человек - это его вера» (И. В. Кириевский);
  4. «Человек есть не что иное, как живая целокупность того, чем он живет и что он осуществляет, и притом именно потому, что он это любит и в это верит» (И. А. Ильин);
  5. Простота и целостность человека обусловлены жизнью не ума, а сердца;
  6. «Человек более, чем микрокосм, он микротеос» (архим. Софроний Сахаров);
  7. «Любовь делает меня богом, а Тебя, Господи, Человеком» (свт. Николай Сербский);
  8. «Человек есть существо алчущее, голодное, но он алчет Бога. За всей нашей жизнью как голодом, желанием, стремлением - стоит Бог; всякое желание, в последнем счете, есть желание обладать Им» (прот. Александр Шмеман);
  9. «Человек есть, то что он ест» (Фейербах);
  10. «Ученые называют человека латинским термином homo faber - „кузнец“, указывая на его способность возделывать мир. Другие называют его также homo sapiens, то есть существом разумным, указывая на его способность думать. Но в первую очередь, еще до этих двух определений, человека нужно назвать homo adorens, то есть человек благословляющий, благодарящий и радующийся. По природе и по призванию место человека в мире и в природе есть как бы место священника, он стоит в центре мира и своим знанием Бога Творца и Бога Любви объединяет весь мир в себе» (прот. Александр Шмеман);
  11. «Современный высокоразвитый человек, оказывается, уже совсем новое существо, вовсе не вид хомо сапиенс - человек разумный, а хомо кибернетикус, человек проинформированный, в котором разум заменен информацией» (Г. Емельяненко);
  12. «Совлекший с себя образ Божий, человек неминуему совлечет - уже совлекает - с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином» (И. С. Аксаков);
  13. «Люди впали в самовожделение, предпочитая собственное созерцание Божественному» (свт. Афанасий Великий);
  14. «Человек перестал уже быть по образу и подобию Божию, как создан в начале, а начал быть по образу и подобию дьявола, от которого всякое зло» (прп. Симеон Новый Богослов);
  15. Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие (архиеп. Иоанн Шаховской);
  16. «Род человеческий - разряд существ падших. Земля - преддверие ада. Спаситель соделал ее преддверием Рая» (свт. Игнатий Брянчанинов);
  17. «Тайна каждой личности есть тайна того, как, с какой глубиной ищет любви и любит человек» (прот. Василий Зеньковский);
  18. «Подобие же Христу составляют истина, кротость, правда, и вместе с ними смирение и человеколюбие» (прп. Симеон Новый Богослов);
  19. «Человек, имеющий в сердце своем осуждение, никогда не получит в сердце свое Духа Святого. Осуждающий ни в коей мере не может быть смиренным, а без смирения нет спасения» (старец Захария);
  20. «От желания человекоугодия человек приходит в тщеславие, когда же оно умножится, приходит гордость» (прп. Варсонуфий Великий);
  21. «Человек это тот, кто познал себя» (Пимен Великий);
  22. Всякий человек есть ложь (Пс. 115);
  23. «Если ты молишься, если ты любишь, если ты страдаешь, то ты человек» (А. Ф. Лосев);
  24. «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить» (Ф. М. Достоевский);
  25. «В любви к человеку заключается основа познания человека. И в ненависти к человеку находится причина незнания человека (св. Иустин Попович)».
  26. «Я царь - я раб - я червь - я бог!» (Г. Р. Державин)
  27. «Человек - это не ответ.
    Человек - это вопрос». (П. Тиллих)
  28. Человек - шут, танцующий над пропастью». (Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа).

    Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (Платон).

    Я даже думаю, что самое лучшее определение человека - это существо на двух ногах и неблагодарное (Ф. М. Достоевский. Человек из подполья).

(Желающие могут дополнить список цитат)

Глубокая, ничем не обусловленная, то есть настоящая любовь к человеку возможна лишь как любовь к образу и подобию Божьему, сокрытому в каждом из нас. Таким образом, человекопознание неизбежно сопряжено с богопознанием и наоборот. Иными словами: без Бога мы не можем познать по-настоящему и человека (другого или самого себя).

Человек, сотворенный Богом, на самом деле есть имя существительное, а вовсе не прилагательное, - он ценен сам по себе даже для Творца. Мы же все чаще относимся друг ко другу словно к прилагательным. Мы прилагаем человека к его социальной роли, должности, к его материальным владениям, достатку. Для нас человек ценен лишь своим приложением, то есть тем, что можно взять у него и приложить к себе, использовать в корыстных целях. Мы забываем о самоценности человеческой личности и относимся друг ко другу, в лучшем случае, функционально.

Но образ Божий - сокровенная личность - томится в клетке обыденности. Он жаждет высоких устремлений и настоящего общения: искреннего, открытого, нацеленного на созидание и добродетель. Образ Божий жаждет реализовать в своей жизни богоподобную любовь, к которой он, собственно, и призван.

  1. В переводе с греческого слово «Литургия» - «общее дело», «народное дело»
  2. Слово «грех» в переводе означает «промах», «непопадание в цель».

Как именно нужно стремиться к божественному идеалу? Методы данного стремления прописаны в библии, интерпретированы в философских учениях и подтверждены тем фактом, что мы снова и снова обращаемся за помощью к вечной книге.

Никто не сомневается, что источник мудрости, правильного духовного опыта прописан в священном писании. Но возникает вопрос: развивалась ли библия синхронно с развитием человечества, либо, как убеждают богословы, она остается вечно непоколебимой констанцией истины, которую принято боготворить и принимать на веру такой, какой ее сотворил однажды высший разум? Вопрос «Что есть Истина?» ставит под сомнение незыблемый ответ, который заведомо заложен в Библии, но и который заведомо не имеет смысла, ибо для постижения его нужно иметь определённые жизненные причины и мотивы, т. е. находиться в свободе жизни.

Достижение истинного счастья, всей полноты духа не ограничивается лишь принятием истины как тайны и благодати религиозного бытия, а совершается в полном раскрытии жизни как одной из божественных возможностей найти её. Жизнь же, в свою очередь, не ограничивается лишь церковным осмыслением истины. Вся полнота постижения тайны жизни, безусловно, происходит через церковь – места духовного взросления. Церковь – символ духовного пути. Но мы часто вновь и вновь забываем, что церковь есть производная веросозидания, но никак не материальная добытийственность, пристанище, в котором «штампуют» истину независимо от человека.

Потребность искания Бога всегда существовала. Человек в древности просто не мог объяснить проявление высших сил природы и поэтому сводил неконтролируемую одухотворенность к небесной энергии, т. е. к Богу. Со временем идея Бога стала более приближенной к человеку, более направленной на человеческую свободу, потенциал и духовный источник. И церковь стала образом этого источника.

Здесь заслуга Иисуса Христа. Христианство запустило процесс гуманизации и духовно-нравственного преображения человека. Все это происходило под аккомпанемент соборного мышления. Соборное мышление – это данность нашего времени, которая подразумевает сохранение и реализацию духовного опыта человека. Но иногда богословское мышление просто не способно органично, со всем естеством проникнуть в природу человеческих исканий, убедить обычного человека в том, что нужно соблюдать библейские заповеди.

Это происходит по причине чрезмерно отвлеченного размышления лишь об откровениях Господних. Богословы превращаются в ортодоксов в самом ужасном смысле этого слова, ибо такие ортодоксы, увы, игнорируют множественность и разнообразность мира, принимая лишь единое божественное проявление в человеке. Таким образом, они становятся непонятны людям и, в принципе, помочь им не могут. Поиск истины есть основной симптом преобразования и изменения Библии. Библия есть символ обнаружения Истины, иначе бы ее просто не существовало.

Человек – универсальное, вечно отрывающееся существо, которое оставляет после себя свободу познанного мира. Но он не останавливается на месте. Его раскрывающаяся сущность основывается на вере в познание свободы еще непознанного мира. Именно этот непознанный, скрытый от нас мир и есть тайна бытия, которая тождественна нашему внутреннему духовному вечно раскрывающемуся существу, тождественна нашей собственной свободе и, в какой-то степени, тождественна поиску Бога.

Человек, познавая природу мира, тем самым познаёт самого себя . Человек, познавая Бога, тем самым познает свою возможность его лучше узнать, т. е. открывает для себя царство свободного духа, прикасается к истинной свободе. Без таких условий, методов жизни и направленности духа невозможно стремиться к истинному слову, к истинной жизни, к истинному Богу. Все едино во Вселенной. И Бог хочет не больше узнать нас, чем мы его. И если люди церкви думают, что Бог знает нас, то это ложь и обман, ибо их знание о знании Бога о нас – невежество и церковная ересь, которая внушает человеку найти самый легкий путь стать верующим.

Вера динамична: она действует вместе с нашими усилиями, преобразовывается синхронно с нашей свободой, побеждает всегда при условии преданности себе и своим духовным идеалам. Без данного экзистенциального опыта, опыта духовной свободы не появились бы заповеди и законы, которые мы так прекрасно понимаем. Как мы можем их не понимать, если они созданы под бременем жизненного страдания и духовной борьбы, под символом поиска Истины? Но «заповеди Божьи» эффективны лишь относительно, ибо писались и понимались человеком.

Наивно было бы думать, что вдруг, однажды, давным-давно они возникли из пустоты, как что-то прилетевшее сверху, независимо от нас. Нравственные принципы есть опыт человеческой свободы, не божественной, не иноземной, не инопланетной, а человеческой. И созданы они нами для нас самих, для людей и будут создаваться для людей и дальше, но с условием сохранения и уважения опыта человеческого переживания.

А есть ли это уважение в нашем мире? Есть ли оно там, где защитники Бога равнодушны к искателям Бога? Есть ли оно там, где фанатики религии глухи к трогательному стихотворению маленькой девочки? Есть ли оно там, где защитники государства равнодушны к оппозиционерам? Есть ли оно там, где живая сущность человека заброшена на второй план «религиозного прогресса», в место, где еле заметно сверкают те самые заповеди. Есть ли оно там?

Бог не умрет, если с дерзновением позволить себе лучше понять, почувствовать Его в себе. Бог не умрет, если отдалиться от него, дабы приблизиться к себе. Бог не умрет, если сказать: «Библейские заповеди – это долг человека перед человеком во славу человека». Бог не умрет, если человек создаст своей верой, своим сердцем свободу нового понимания мировых заповедей во славу человечества. И именно за это Бог его и любит… Бог не умрет, ибо он не знает смерти.

«Истина человека»

Эссе (может и нет)

“В чём же истина человека?
Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды. значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта мера вещей, эта форма деятельности, а никакая-либо иная, дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которое он в себе и не подозревал, значит именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека”
(Антуан Де Сент Экзюпери “Планета людей”)

Много лет назад, а точнее в 1980-ом году, в городе Благовещенске-на-Амуре, в букинистическом магазине мне случайно попался на глаза сборник произведений французского писателя Антуана Экзюпери. До этого я уже читал его «Маленького принца», эту мудрую сказку для детей и взрослых, и остался покорённым простотой изложения мыслей и непередаваемой легкостью его пера. Но после как-то не встречал его книг.

А в том небольшом сборнике оказалось почти всё, что он успел создать, сотворить за свою такую короткую, но такую ёмкую и содержательную жизнь. Говорят, что можно прожить сто лет, в которых не наберётся и года жизни, а можно прожить год, который вместит и сто лет. Последнее - о нем.

В небольших по объёму произведениях бесценными для меня стали его рассказы о людях, рассуждения о человечестве, о добре и зле, о вере, любви и морали, о достоинстве и об элементарной порядочности и, самое главное, - о человеческих отношениях. Может- быть потому и легла эта книга мне бальзамом на сердце, что там, в его коротких произведениях очень просто и ясно были выражены и мои, уже не раз подтверждённые жизнью, мысли и убеждения.

Эта книга, в сказочно иллюстрированной твёрдой цветной обложке в виде раскрытого крыла падающей птицы на фоне синего неба с тех пор стала моим своеобразным жизненным талисманом. Много раз, через годы, я вновь и вновь возвращался к ней, возвращался к Экзюпери, погружаясь в его светлый мир поиска истины, поиска предназначения человека на этой планете. И эти погружения всякий раз подпитывали мои духовные силы.

Позже, получая большой практический жизненный опыт во время работы на заводе, в геологоразведочной экспедиции, в образовании, изучая труды великих философов, слушая лекции известных ученых в Ленинградском и Московском университетах, совершая большое количество путешествий в горах, я всё чаще и чаще находил подтверждения тем простым истинам, к которым этот писатель в своих произведениях приблизился вплотную и которые помогали и помогают мне жить… .

Совсем недавно я вновь вернулся к моему любимому сборнику. И, как чудо, как откровение, этот человек открылся мне еще с одной, может быть, главной своей стороны. Это – сострадание! Сострадание, красной нитью и незатухающей болью пронизывающее все его отступления. Сострадание ко всем людям на земле. И боль за судьбы человечества.

Он был летчиком в пору прокладки первых воздушных почтовых трасс над Южной Америкой и Африкой. Он много раз погибал, но вопреки всякой логике, выживал и вновь поднимался в небо. Он видел нашу планету мирную и видел её израненную, когда фашизм пытался поработить человечество. Борьбе с этой чумой 20-го века он, как военный летчик, отдал все свои силы и …жизнь. Он не вернулся тогда, в сорок третьем, из разведывательного полета над Средиземным морем, как завещание, оставив человечеству свое такое краткое и такое ёмкое “ Письмо к заложнику”.

А теперь пусть говорит Антуан и, может быть, в наше непростое время он поможет кому-то из людей понять самих себя, правильно расставить жизненные ценности, выбрать свой путь…

“…К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат другу другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас, везде и всюду, стремятся к одному и тому же.
Мы хотим свободы. Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый её удар унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый её .удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми…
А мы хотим бежать с каторги…”.

“…Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких испытаний, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба-плод долгих лет. Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдёшь приют в его тени…”.

“…Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить…”

“...Да, конечно, человек полон противоречий. Иному дается верный кусок хлеба, чтобы ничто не мешало ему творить, а он погружается в сон; завоеватель, одержав победу, становится малодушен, щедрого богатство обращает в скрягу. Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем, какого человека они вырастят? Кого породит их торжество? Мы ведь не скот, который надо откармливать. И когда появляется один бедняк Паскаль, это несравнимо важнее, чем рождение десятка благополучных ничтожеств.
Мы не умеем предвидеть главное. Кого из нас не обжигала жарче всего неожиданная радость среди несчастий? Её не забыть, о ней тоскуешь так, что готов пожалеть и о несчастьях, если с ними пришла та жаркая нечаянная радость. Всем нам случалось, встретив товарищей, с упоением вспоминать о самых тяжких испытаниях, которые мы прожили вместе.
Что же мы знаем? Только то, что в каких-то неведомых условиях пробуждаются все силы души...”

“…Чтобы понять человека, его нужды и стремления, постичь саму его сущность, не надо противопоставлять друг другу ваши очевидные истины. Да вы правы. Вы всегда правы. Логически можно доказать все, что угодно. Прав даже тот, кто во всех несчастьях человечества вздумает обвинить горбатых. Довольно объявить войну горбатым – и сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы начнём жестоко мстить горбунам за все их преступления. А среди горбунов, конечно, тоже есть преступники.
Чтобы понять, в чем же сущность человека, надо хоть на миг забыть о разногласиях, ведь всякая теория и всякая вера устанавливают целый Коран незыблемых истин, а они порождают фанатизм. Можно делить людей на правых и левых, на горбатых и не горбатых, на фашистов и демократов – и любое такое деление не опровергнешь. Но истина, как вы знаете, это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос. Истина – это язык, помогающий постичь всеобщее. Ньютон вовсе не “открыл” закон, долго остававшийся тайной,--так только ребусы решают, а то, что совершил Ньютон, было творчеством. Он создал язык, который говорит нам и о падении яблока на лужайку, и о восходе солнца. Истина-не то, что доказуемо, истина--это простота”...

“…Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы-команда одного корабля…
Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдём бок о бок, скреплённые узами братства, --но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит всех? Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. Врач служит законам всеобщего. Им служит и физик, выводящий божественные уравнения, в которых разом определена сущность атома и звёздной туманности. Им служит и простой пастух. Стоит тому, кто скромно стережет под звездным небом десяток овец, осмыслить свой труд-и вот он уже не просто слуга. Он часовой. А каждый часовой в ответе за судьбы империи.Вы думаете, пастух не стремится осмыслить себя и свое место в жизни?..”.

“…Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти”…

“…Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы всё спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю.
Тогда они сами построят корабль”…

(Антуан Экзюпери, “Планета людей”).

Рецензии

мне достался в наследство другой сборник Экзюпери 1964 года выпуска, лишь с рисунками автора к "Маленькому принцу". Хотела написать эссе, да времени не хватает. В моем сборнике кроме рассказов, опубликована переписка с матерью. Она одна воспитывала детей и жила полностью ради детей. В первых письмах Экзюпери постоянно просит денег у матери. Позже посылает деньги матери с огромной благодарность. Так много между ними нежности, тепла, огромная любовь. В этом и есть смысл всего творчества писателя. Но как обычно он влюбился не в ту женщину, с которой в итоге практически не жил вместе. Будет у вас время, почитайте. Ваш отзыв замечательный, краткий и вдохновляющий.
С уважением, Ольга

Включайся в дискуссию
Читайте также
«Сонник высокий Человек приснился, к чему снится во сне высокий Человек Стать выше ростом во сне
Как ссср собирался уничтожить израиль ядерным удар
Кельтский крест: значение и корни символизма Кельтский охранный крест