Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Священномученик климент, папа римский. Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты История церкви Климента, Папы Римского: интересные факты

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье, но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.

  • Один из самых известных храмов Москвы , расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в . одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта - Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок , или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы - «Годунове чертеже» г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах - «Сигизмундове» г., Олеария г., Мериана г. и других.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах

Не устаю я удивляться промыслу Божьему. Вчера собрала папочку про церковь святого Климента что в Замоскворечье - до тех пор, пока время будет покопаться в истории. Но вот ведь как - в новостях вчера же рассказали о том, что вот, НАКОНЕЦ-ТО, полностью восстановили храм священномученика Климента , о единственности этого храма для архитектуры Москвы, о его идеально воссозданном барочном интерьере.

Как было устоять?

Если выйти на станции метро Третьяковской, то не миновать изящной высокой церкви удивительной красоты...

Первая церковь святого Климента на этом месте упоминается ещё в 1612-м году в связи с боями защитников Москвы против польско-литовских войск. Затем был выстроен каменный храм. А уж в 1769-м году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами - огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах.

И стоял он тут, радуя своей красотой, да случилась Октябрьская наша революция. И церкви стали не нужны...

"В центре Замоскворечья одновременно исчезли церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (на ее месте потребовалось соорудить выход станции метро «Новокузнецкая»), Никиты Мученика на Новокузнецкой улице (здесь построили жилой дом для работников милиции), Покрова Богородицы в Голиках, где родился А. Н. Островский (место отводилось под сквер и детскую площадку). Та же участь ждала и Климента, если бы не вмешательство академика Игоря Грабаря. Одним из доводов, как он сам рассказывал впоследствии студентам, было предположение об авторстве знаменитого московского архитектора Д. В. Ухтомского. Созданные Ухтомским Красные ворота сносились — тем самым Климент оставался единственным уцелевшим творением зодчего. Кроме того, задуманный на месте храма сквер можно было разбить за счет территории обращенного к Пятницкой улице церковного погоста, для чего требовалось лишь убрать церковную ограду -чудо кузнечного искусства XVIII века."

По другой версии предположительно, церковь выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини, а заступился за храм сам Климент Ворошилов, не забыв своего святого покровителя.

Фигурируют так же имена архитекторов Евлашева, Мичурина, Растрелли, Бланка.

Здания без любви и заботы, как и люди, ветшают и старятся. Так выглядел храм в 20-30-х годах:



Так - в 40-50-е

А вот так в 90-х года 20-го столетия


А теперь представьте, что в таких условиях с 1934-го по 2008-й год находились запасники Государственной библиотеки имени Ленина. Никаких условий для правильного хранения, даже стекла не были везде вставлены, не было отопления. И всё же сотрудникам удалось сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Почти век продержалось прекрасное творение рук человеческих в ожидании, что о нем вспомнят... За шесть лет удалось полностью восстановить внешний вид и интерьер храма. И вчера в своей речи митрополит Кирилл сказал, что, если бы сюда попали те, кто жил сто и более лет назад, они бы сказали: да, это та самая церковь...

ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА

По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве.

Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшена лепниной, изображающей херуви мов, раковины и рока йли.

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил , слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним , епископа Римского (67–79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) Херсонес посетили . Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

Включайся в дискуссию
Читайте также
История Уже с первых лет своего существования Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала
Самые сильные молитвы на деньги и удачу господу богу, святым, ангелу хранителю
«Палуба к чему снится во сне?