Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение: Герои Капитанской дочки в исторической метели. Герои “Капитанской дочки” в исторической метели Герои повести капитанская дочка в исторической метели

Герои Капитанской дочки в исторической метели

Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло....

Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот, наконец, все, предел, пружина распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей, брат пошел на брата. Все смешалось...

Не приведи господи видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный. Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. И хотя понимание чести у них разное: уставное и неуставное, они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.

Бесконечны, безобразны

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

крепости, где находился главный герой Капитанской дочки Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у бе-логорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: С честью пойдешь по жизни умрешь. Против чести пойдешь жив будешь. Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Шваб-рин.

В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: Целуй руку! Целуй руку! Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.

перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским, и, наконец, Машей возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Маши-ных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева, но случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго.

Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: А ведь он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь! И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он увивается за Пугачевым, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях перед ним, прежде всего, стоит проблема выжить, пусть даже через унижение,

Совсем иная позиция у супругов Мироновых и Гриневых. Честь и Долг, в их понимании, превыше всего. Понятие чести и долга у них уставное и не выходит за рамки устава, на таких людей всегда можно положиться. Старинные люди, патриархальные, чистые, высокие, они принимают смерть. И они правы.

Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня Не шуми, мати, зеленая дубравушка, которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше понимание их собственной обреченности и готовности идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и готов был уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры. Влияние Пугачева на недоросля было огромно: он стал понимать и классовый антагонизм, и правду бунтовавших крестьян. Историческая метель стала для него школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, встал перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет яростным крепостником, он будет отец крестьянам.

могла бы сказать: Я Петруше отдана и буду век ему верна. Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне. А она едет! Она убеждает в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою несветскость. Именно Маша Миронова в романе отразила главное, что есть в натуре русской женщины, способность идти во имя любимого на жертву, даже если его ожидает ссылка и лишение всех прав.

Историческая метель, если она случается: бунты, революции, войны, испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев. Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И радость человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

Текст сочинения:

Облако между тем обратилось в белую ҭучку, которая ҭяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло....
Русский бунҭ, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот, наконец, все, предел, пружина распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей, брат пошел на брата. Все смешалось...
Не приведи господи видеть русский бунҭ бессмысленный и беспощадный. Он, как буран, кружиҭ над страной, неся в себе ҭысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваюҭся, одни разлетаюҭся в разные стороны, иные соединяюҭся и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечуҭся, сталкиваюҭся друг с другом, разлетаюҭся или соединяюҭся. На душе у многих темнота, смута, они действуюҭ по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. И хотя понимание чести у них разное: уставное и неуставное, они выбираюҭ смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.
Все смешалось. Начался праздник бесовства:
Бесконечны, безобразны
В муҭной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
И в этой бесконечной пляске бесовства круҭятся и реальные люди. ...XVIII век. Бунҭ Пугачева, как волна, набежал на Россию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунҭ докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой Капитанской дочки Петруша Гринев. Разные чувства были в моменҭ осады на душе у бе-логорцев. Но, как ни сражались защиҭники крепости, она была взята. На крыльце коменданҭского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежиҭ камень с надписью: С честью пойдешь по жизни умрешь. Против чести пойдешь жив будешь. Именно перед эҭим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Шваб-рин.
В креслах на крыльце коменданҭского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: Целуй руку! Целуй руку! Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.
На душе у Петруши было ҭяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но какой глубокий смысл стоиҭ за эҭим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским, и, наконец, Машей возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Маши-ных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку значиҭ предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать пойҭи на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева, но случайно его слуга Савельич спасает его от смерҭи. Но мысль о подлой жизни или честной смерҭи покидает душу Гринева ненадолго.
Пугачев приглашает Петрушу на пир и после пира ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот моменҭ между ними происходиҭ словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоиҭ за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: А ведь он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь! И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.
Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержиҭ и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидиҭ как царь на крыльце коменданҭского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он увивается за Пугачевым, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных сиҭуациях перед ним, прежде всего, стоиҭ проблема выжить, пусть даже через унижение,
Совсем иная позиция у супругов Мироновых и Гриневых. Честь и Долг, в их понимании, превыше всего. Понятие чести и долга у них уставное и не выходиҭ за рамки устава, на таких людей всегда можно положиться. Старинные люди, патриархальные, чистые, высокие, они принимаюҭ смерть. И они правы.
Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня Не шуми, мати, зеленая дубравушка, которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше понимание их собственной обреченности и готовности идҭи на виселицу. Гринев жалел Пугачева и готов был уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобыҭностью и таланҭливостью натуры. Влияние Пугачева на недоросля было огромно: он стал понимать и классовый антагонизм, и правду бунтовавших крестьян. Историческая метель стала для него школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, встал перед вопросами серьезными: на каких пуҭях могуҭ соединиться крестьянская и дворянская Россия? На пуҭях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет яростным крепостником, он будет отец крестьянам.
Возмужала в исторической метели и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: о ней только и слышно, что она бледна. Маша Миронова родственница Татьяны Лариной. Она тоже могла бы сказать: Я Петруше отдана и буду век ему верна. Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне. А она едет! Она убеждает в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою несветскость. Именно Маша Миронова в романе отразила главное, что есть в натуре русской женщины, способность идҭи во имя любимого на жерҭву, даже если его ожидает ссылка и лишение всех прав.
Историческая метель, если она случается: бунҭы, революции, войны, испыҭывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев. Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И радость человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

Права на сочинение "Герои Капитанской дочки в исторической метели" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Сочинение: Пушкин А.С. - Капитанская дочка - "ГЕРОИ "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ"

"ГЕРОИ "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ"

ГЕРОИ "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ

"...Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло..."

Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они делались все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось...

"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. Они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.

Бунт Пугачева, как волна, набежал на Россию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой "Капитанской дочки" Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у белогорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: "С честью пойдешь по жизни - умрешь. Против чести пойдешь - жив будешь". Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Швабрин.

В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: "Целуй руку! Целуй руку!" Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.

На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но какой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским и, наконец, Машей - возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку - значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать - пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева. Случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго.

Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: "А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!" И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости - Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он вьется вокруг Пугачева, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить, пусть даже через унижение/

Совсем иная позиция у супругов Мироновых и родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы.

Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня "Не шуми мати, зеленая дубровушка", которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры. Историческая метель стала для Гринева школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым крепостником, он будет отцом крестьянам.

Возмужала в "исторической метели" и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: "о ней только и слышно, что она бледна". Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою "несветскость". Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской женщины, - способность идти во имя любимого на жертвы.

"Историческая метель" испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев.

Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И, читая повесть, мы испытываем радость - человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

“...Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло...”

Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они делались все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось...

“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. Они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.

Бунт Пугачева, как волна, набежал на Россию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой “Капитанской дочки” Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у белогорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: “С честью пойдешь по жизни - умрешь. Против чести пойдешь - жив будешь”. Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Швабрин.

В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: “Целуй руку! Целуй руку!” Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.

На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но какой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским и, наконец, Машей - возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку - значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать - пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева. Случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго.

Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: “А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!” И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости - Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он вьется вокруг Пугачева, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить, пусть даже через унижение.

Совсем иная позиция у супругов Мироновых и родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы.

Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня “Не шуми мати, зеленая дубровушка”, которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры. Историческая метель стала для Гринева школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым крепостником, он будет отцом крестьянам.

Возмужала в “исторической метели” и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: “о ней только и слышно, что она бледна”. Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою “несветскость”. Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской женщины, - способность идти во имя любимого на жертвы.

“Историческая метель” испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев.

Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытании. И, читая повесть, мы испытываем радость - человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

Герои «Капитанской дочки» в исторической метели. «…Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тя­жело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…»

Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недо­вольств, их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец все, предел, пружина распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей, брат пошел на брата. Все смешалось…

«Не приведи господи видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Сне­жинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединя­ются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инс­тинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стой­кие душой, остались верны своим принципам, действуя по чес­ти, по долгу, по внутреннему голосу совести. И хотя понимание чести у них разное: уставное и неуставное, они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.

Все смешалось. Начался праздник бесовства:

Бесконечны, безобразны В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

И в этой бесконечной пляске бесовства крутятся и реальные люди. …XVIII век. Бунт Пугачева, как волна, набежал на Рос­сию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт до­катился и до Белогорской крепости, где находился главный ге­рой «Капитанской дочки» Петруша Гринев. Разные чувства бы­ли в момент осады на душе у белогорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендант­ского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с над­писью: «С честью пойдешь по жизни - умрешь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Швабрин.

В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводи­тель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему бело- горцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: «Це­луй руку! Целуй руку!» Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.

На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но ка­кой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия ду­ши, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским и, на­конец, Машей - возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убий­це Машиных родителей, Петруша становился соучастником пре­ступления. Поцеловать руку - значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать - пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как до­блесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог престу­пить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева, но случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева не­надолго.

Пугачев приглашает Петрушу на пир и после пира ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними проис­ходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Грине- ве-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но од­новременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он на­чинает понимать Петрушу: «А ведь он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оцени­вает жизнь!» И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обога­тились.

Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости - Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохране­ния перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит, как царь, на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, острижен а-ля Пугачев. Он увива­ется за Пугачевым, старается ему во всем угодить. Он, как чер­вяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чув­ства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях перед ним прежде всего стоит проблема выжить, пусть даже через уни­жение.

Совсем иная позиция у супругов Мироновых и Гриневых. Честь и долг, в их понимании, превыше всего. Понятие чести и долга у них уставное и не выходит за рамки устава, на таких людей всегда можно положиться. «Старинные люди», патриар­хальные, чистые, высокие, они принимают смерть. И они правы.

Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в кото­рых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепост­ного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность пре­ступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свобо­ду. Песня «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше понима­ние их собственной обреченности и готовности идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и готов был уговорить его сдаться влас­тям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры. Влияние Пугачева на недоросля было огромно: он стал понимать классовый антагонизм, и правду бунтовавших крестьян. Исто­рическая метель стала для него школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизав­ший пенки от варенья, встал перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Рос­сия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет яростным крепостником, он будет отец крестьянам.

Возмужала в «исторической метели» и Маша, о которой Ма­рина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: «о ней только и слышно, что она бледна». Маша Миронова - «родственница» Татьяны Лариной. Она тоже могла бы сказать: «Я Петруше отдана и буду век ему верна». Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне. А она едет! Она убеждает в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою «несветскость». Именно Маша Миронова в ро­мане отразила главное, что есть в натуре русской женщины, - способность идти во имя любимого на жертву, даже если его ожидают ссылка и лишение всех прав.

«Историческая метель», если она случается: бунты, револю­ции, войны, - испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в ро­мане злодейства и зверства пугачевцев. Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И радость - человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Главные пасхальные ритуалы Заговор от туберкулеза
«Изгнание из рая», Мазаччо, фреска Изгнание из рая
Святая ольга Равноапостольная ольга в крещении елена