Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Небеса православный портал. Рай, третье небо и душа. Главное — не райское блаженство, но восстановление разрушенного общения с Богом

1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба .
3 И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
(2Кор.12:1-5) Синодальный перевод

1 Я буду продолжать хвалиться, хотя и нет мне никакой в том выгоды. Расскажу о видениях и откровениях, посланных мне Господом.
2 Я знаю одного брата во Христе, который четырнадцать лет тому назад во плоти своей или в духе (это мне неизвестно, а известно одному лишь Богу), вознесён был на небеса .
3 И знаю я, что этот человек, во плоти своей или в духе своём (это мне неизвестно, а известно одному лишь Богу),
4 попал в рай и услышал слова непроизносимые, которые не дозволено произносить человеку.
5 Я буду хвалиться этим человеком. Но не стану хвастаться собой, разве только слабостями своими.
(2Кор.12:1-5) Современный перевод

1 Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом. (2) Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо . (3) Да, я знаю такого человека. Наяву или в видении - не знаю, один только Бог знает - (4) он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. (5) Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями.
(2Кор.12:1-5) в переводе с древнегреческого В. Н. Кузнецовой

Читая эти стихи мы невольно задаем себе вопрос, а что за третье небо? В некоторых переводах — небеса или это рай ? Будем сегодня изучать тему рая и небес.

I. Библейское понятие «Рай»

Библейское понятию «Рай» соответствует греческому слово парадейсос , заимствованное из древне-персидского языка, в котором паридеза — это «огpада «, а также «то, что обнесено огpадой «, т.е. паpк или сад. В этом значении слово пеpешло во многие древние языки — еврейское пардес , аpамейское пардеса , греческое парадейсос , — а из них, через латынь, в современные европейские языки.

II: В Ветхом Завете

+ 1) если в Ветхом Завете слово пардес («pай») вообще не встречается, это отнюдь не означает, что понятие «Рай» как таковое в Ветхом Завете отсутствует. Здесь ему соответствуют выражения «сад», «сад в Едеме» или даже «сад Господень» (Быт 2:8,10,15; сp. 13:10 — в Синодальном переводе в этих и подобных случаях нередко используется слово «Рай», что, однако, не соответствует практике еврейского словоупотребления).

До своего грехопадения люди жили в Раю в единении с Богом и в безгрешной открытости друг пеpед другом. После гpехопадения они были изгнаны из Божьего сада.

+ 2) ветхозаветные пророки переносили древнейшие представления о Рае на конечные времена. Ханаан (Иез 36:35) и Сион (Ис 51:3) станут в конце дней подобны Эдемскому саду, т.е. саду Господню.

35 тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены».
(Иез.36:35)

3 Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.
(Ис.51:3)

Описание земли Израиля, какой она станет в конце времен, заимствовано из описания сада Божьего. Там будут течь полноводные реки, земля будет несказанно плодородной, животные будут жить в мире друг с другом, а гора Сион станет вершиной миpа.

Ис 2:2; 35:1 и след.; 41:18; Иез 47:1 и след.; Ос 2:22; Aм 9:13; Mих 4:1 и след.; Зах 14:8

Однако нигде в Священном Писании Ханаан конца времен не идентифицируется с Эдемским садом.

III. Рай доисторического времени и Рай конца времен

Отождествление доисторического Рая с Раем конца времен впервые встречается в дохристианской апокалипсической литературе, где местом расположения этого Рая практически всегда называется новый Иерусалим (сp. эфиоп. версию Книги Еноха 25:4; 3 Eзд 7:36 — в Синодальном переводе этот текст отсутствует). Описание Рая здесь соответствует ветхозаветным представлениям.

Постоянно встречаются такие понятия, как «дерево жизни», «вода жизни» и «хлеб жизни». Важнейшая особенность Рая, по мнению авторов дохристианских апокалипсисов, состоит в том, что именно в этом благословенном месте происходит прямое общение человека с Богом.

Из представлений о тождественности Рая доисторического времени и Рая конца времен следовало, что в промежутке между этими временами Рай существует невидимо. Когда-то считали, что он находится на самом кpаю земли, на востоке (см. Быт 2:8), на севеpе, севеpо-западе или западе или же на гоpе, котоpая возвышается до самого неба.

С другой стороны, существовало мнение, что со времени грехопадения Адама Рай находится на небе, точнее, на третьем небе . Все авторы апокалипсисов сходятся в одном: в Раю пребывают души почивших праотцев, а также всех избранных и праведников. Души же умерших безбожников находятся в шеоле , царстве мертвых (Ад).

IV: В Новом Завете

+ 1) в Новом Завете Рай упоминается прежде всего как место пребывания спасенных в период между смертью и воскpесением.

43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
(Лук.23:43)

4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
(2Кор.12:4)

По сути дела, о том же говорится в целом pяде других мест Священного Писания, однако авторы Нового Завета обычно избегают употреблять слово «Рай», поскольку оно ассоциируется с плотскими представлениями, которые не соответствуют истине.

Главное — не райское блаженство, но восстановление разрушенного общения с Богом.

Поэтому вместо слова «Рай» в Новом Завете используются выражения: «лоно Авраамово» (Лк 16:22), «водвориться у Господа» (2 Kop 5:8), «быть со Христом» (Флп 1:23), «обитель Отца» (Ин 14:2) и дp.;

+ 2) о Рае конца времен говорится в Откр 2:7.

7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(Откр.2:7)

Здесь в описании Рая используются ветхозаветные понятия и представления, а также образы, созданные ветхозаветными пророками:

  • так, в обpазе Небесного Иерусалима Рай, как новая земля, примет спасенных (Oткр 21:10 и след.; 22:1 и след.),
  • дьявол будет уничтожен (Oткр 20:10),
  • стpаданий, слез и смеpти больше не будет (Oткр 21:4).

Самым же прекрасным станет общение с Богом, в котоpое тогда вступит каждый праведник:

«Он будет обитать с ними, и Сам Бог с ними будет Богом их… Пpестол Бога и Агнца будет в нем, и pабы Его будут служить Ему… И узрят лице Его… и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут цаpствовать во веки веков» (Oткр 21:3; 22:3 и след.).

НЕБО, НЕБЕСА

В Библии еврейское слово шамайим , как и греческое уранос , означает видимое и невидимое Небо.

I. Целостность видимого

Небо и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Быт 1:1; Пс 72:25; 120:2).

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
(Быт.1:1)

25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
(Пс.72:25)

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
(Пс.120:2)

Небо в Ветхом Завете рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Пс 103:2; Ис 40:22 и проч.), который однажды, в Судный день, свернется «как свиток» (Ис 34:4; Откр 6:13 и след.).

Наряду с этим существует и другое представление, согласно которому Небо — это

  • подобие свода, хрустального (Иез 1:22),
  • зеркального (Иов 37:18)
  • или выполненного из чистого сапфира (Исх 24:10).

Характеристики Неба

  1. этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Иов 26:11).
  2. в нем есть ворота, двери (Быт 28:17; Пс 78:23)
  3. и окна (Быт 7:11; 8:2; 4Цар 7:2,19; Ис 24:18),
  4. через которые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Иов 38:25), а также Свое благословение (Мал 3:10).
  5. отсюда на землю сыпалась манна небесная (Пс 77:23 и след.).
  6. по Небу прокладывают свой путь солнце и звезды (Быт 15:5; Нав 10:13; Иов 9:9 и проч.).
  7. к небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Быт 1:26; Мф 6:26 и проч.).

Однажды Небо, как и земля, прекратит свое существование (Пс 101:26 и след.; Ис 51:6; Мф 24:35), уступив место новому творению.

17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
(Ис.65:17)

10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2Пет.3:10-13)

II: Жилище Бога

+ 1) Библия, которая рассматривает Небо как ЖИЛИЩЕ БОГА (Пс 2:4; 13:2; 113:11; Ис 63:15; Мф 6:9 ), называет небосвод престолом Господа, а землю — Его подножием (Ис 66:1; Мф 5:34 и след.; 23:22; Деян 7:49 ).

Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеческое представления о пространстве,

27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.
(3Цар.8:27)

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
(Пс.138:7,8 и след.)

хотя видимое Небо прочно утвердилось в человеческом представлении как образ Неба невидимого.

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
(Кол.1:16)

Сообщения о явлении ангелов (Быт 18:2; Нав 5:13) и воскресшего Иисуса (Ин 20:19,26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром.

Сравните облако, которое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении — закрывает от глаз учеников, Мф 17:5; Деян 1:9.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
(Матф.17:5)

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
(Деян.1:9)

Небо по своей сущности — это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;

+ 2) жилище Бога вместе с тем — это вечная родина Христа .

  • Он сошел с небес (Ин 3:13,31)
  • и после воскресения возвратился туда (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9 и след.).
  • Он восседает одесную Бога (Мк 16:19; Евр 1:3)
  • и когда-нибудь вновь придет на землю (Мф 24:30; Деян 1:11; 1Фес 4:16; Откр 1:7);

+ 3) Небо является и местом пребывания ангелов (Мф 18:10; Откр 7:11; 15:5 и след. и проч.); сатана же был низвержен с Неба (Лк 10:18; Откр 12:7-9);

+ 4) Небо однажды станет жилищем спасенных (Ин 14:2-4; 17:24; 1Фес 4:17; Откр 7:9-17) — тех, чьи имена написаны на небесах (Лк 10:20; Евр 12:23).

  • Здесь они будут жить (Флп 3:20),
  • здесь находятся их сокровища (Мф 6:20),
  • их награда (Мф 5:12)
  • и их наследство (1Пет 1:4).

Библия понимает это место как место славы ,

10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
(Евр.2:10)

где будут царить недоступные человеческому разуму совершенство и красота.

1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
(Откр.21:1)

5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
(Откр.22:5)

  • Жизнь (1Тим 4:8),
  • служение Богу (Откр 22:3),
  • поклонение Богу (Откр 5:9-14; 11:15-18; 12:10 и след. и др.)
  • и слава (2Кор 4:17) пребудут вечно.

III. Небесное пространство

По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим — мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь.

О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о «третьем небе» (2Кор 12:2-4).

В Послании к Евреям говорится не только о том, что «превознесенный выше небес» Христос «воссел одесную престола величия на небесах»,

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
(Евр.7:26)

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
(Евр.8:1)

но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, «прошел небеса»

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
(Евр.4:14)

и вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие».

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
(Евр.9:24)

IV. Бог небесный

В Новом Завете слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба».

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
(Матф.21:25)

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
(Мар.11:31)

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
(Лук.15:18)

ДУША

Душа — чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека, но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить.

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
(Матф.10:28)

Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа

32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.
(Деян.4:32)

или просто личность, человек.

13 Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду.
(Иез.27:13)

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян.2:41)

13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
(Откр.18:13)

ЖАЛО В ПЛОТИ

Не смогу пройти мимо личности Павла.

То, что Павел видел и слышал в своем видении о рае, невозможно было пересказать. Это могло означать, что для того, чтобы укрепить Павла для его специальной миссии в страданиях, которые он должен был переносить. Господь дал ему видение будущей славы, часть которой ему было запрещено открывать другим.

Но возможно также, что небесную славу невозможно описать человеческим языком, подобно тому, как идею о цветах невозможно передать человеку, который рожден слепым.

Павлово «жало в плоти».

Есть много различных мнений, что бы это могло означать. По общему мнению, которое нам кажется наиболее справедливым, это была хроническая офталмия, болезнь глаз, которая вызывала сильные боли и иногда делала его вид отталкивающим.

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
(2Кор.12:7)

Такой вывод можно сделать на основании языка, которым написаны Послания Павла.

Это произошло с ним за 14 лет перед тем, как он написал это послание, то есть примерно тогда, когда Павел прибыл в Галатию, во время его первого миссионерского путешествия.

Его приход в Галатию был вызван какой-то физической немощью,

13 знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
(Гал.4:13)

которая придавала ему отталкивающий вид, что люди в его присуствии испытывали мучительное неудобство.

14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
(Гал.4:14)

Они бы отдали ему свои собственные глаза (Гал. 4:15).

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
(Гал.4:15)

Почему глаза? Потому что, очевидно, болезнь поразила именно глаза.

Крупный почерк, свойственный Павлу,

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
(Гал.6:11)

возможно, был результатом его плохого зрения. Это тоже могло стать причиной того, что некоторые свои послания он диктовал своим помощникам.

Для себя я сделал следующий вывод.

На момент древнего Израиля у них не было полного понимание Вселенной, как мы имеем сегодня. Так они писали терминами, с которой были знакомы. Евреи говорили о трех небесах. Первое небо состояло из земной атмосферы, где облака и птицы были. Второй рай был там, где солнце, звезды, и луна была. Третий рай был местом обитания Бога.

Когда Павел сказал, что он был восхищен до третьего неба (2 Кор. 12: 2), он имел в виду жилище Божие.

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой сошёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»
(Лк. 3, 21-22)

Где ты пропадаешь? У нас тут чудо самое настоящее произошло, - такими словами встретила меня моя соседка Тамрико на и принялась рассказывать.

Утром, значит, глажу я бельё и в пол-уха телевизор слушаю, московский канал. Вдруг ведущая говорит: «Сегодня Православная Церковь отмечает , и во всех церквях состоится освящение воды. По поверью, в этот день открываются небеса, Дух Святой сходит на воду, и вся вода освящается».

Ох, думаю, чего только не выдумают! А ведущая продолжает: «Раньше верили, что если кто увидит раскрытые небеса и успеет сказать своё желание, то оно непременно исполнится. Внимание, посмотрите на небо. Сейчас с минуты на минуту небеса должны раскрыться, и только после этого священники начнут водосвятие». Бросила я утюг, подошла к окну и вижу: на небе от края до края появилась сверкающая золотистая линия, будто самолёт пролетел. Я скорей детей звать. «Идите, - кричу, - сюда, смотрите, что творится». Они прибежали. «Давайте, - говорю, - загадывайте желание».

А тут линия эта сама собой стала раскрываться всё шире и шире, и откуда-то сверху стал струиться необыкновенный золотистый свет. Красота неописуемая. Тут дочка вопит во всё горло: «Барби хочу! Три новых Барби хочу!» - «Дура! - говорю. - Мало, что ли, у тебя этого хлама валяется? Ты что-нибудь нужное проси!»

А сама нервничаю. Что же загадать-то? В голову всё материальное лезет. Бельё постельное вроде надо. Тут такой момент, а я вдруг про бельё вспоминаю? Нет, не годится. Лучше попросить, чтобы работа нормальная была. Опять не то. В этой жизни кроме работы и так ничего нет. Никак не могу сосредоточиться. А тут ещё над ухом дочка снова про Барби вопит. Чуть не отлупила её: «Не засоряй, - говорю, - эфир ерундой».

Вдруг этот золотистый проем в небе стал сужаться, всего минут десять небо светилось. Ой, думаю, подождите, я и загадать-то толком ничего не успела, а небо уже стало обычным, как всегда. Сын мне позже сказал: «Надо было о здоровье просить». - «И то правда, - говорю, - самое нужное вечно из головы выскочит».

Ты спроси у своих в церкви, - завершает свой рассказ соседка, - видел ли кто-нибудь такое и к чему это нас обязывает. И выясни точно, когда будет следующее , чтобы мне заранее подготовиться и о самом важном сказать.

Мои знакомые в церкви, как сговорившись, отвечали:

Это известное дело, что небеса на Крещение раскрываются. А вот видеть это нас не сподобил Господь. Да и как увидишь, если в это время служба идёт и надо в церкви быть?

А тем, кто видел, им что делать?

Сейчас время такое, Господь всех в церковь зовёт для покаяния. А без покаяния и отверстые небеса недоступны. Впрочем, бывает такая милость Божия, что Господь авансом благодать даёт.

Что же касается исполнения желаний, то в том же году дочке соседке Тамрико разные люди подарили три Барби. Сейчас она выросла и в куклы уже не играет. Что загадал её старший брат, так и осталось секретом.

Что же касается их матери, то через год на у неё была срочная работа, некогда было на небо смотреть.

Храм Мой

домом молитвы наречется

(Мф.21,13)

Церковь- это не общественное, культурное или историческое учреждение, подобное другим человеческим организациям.

Православная церковь — единственное место единения с Богом.

Храм — подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Господь и где невидимо служат силы Небесные. Во время Божественной литургии в таинстве Евхаристии соучаствуют земная Церковь — в лице священнослужителей и верующих — и Небесная Церковь, что символизируется мощами святых, которые обязательно есть в каждом храме. Таким образом в храме объединяется небесный, невидимый, духовный мир и мир видимый, вещественный, земной.

Храм — это дом Божий. Каждый храм посвящается Господу, а построен бывает в честь того или иного священного события или угодника Божия.

Для строительства храма на Руси всегда выбиралось самое красивое место, он был виден из далека, а звон его колоколов был слышен за много верст. Наши предки почти на каждой улице строили храмы или часовни или ставили Поклонный Крест. Это помогало им памятовать о Боге и хранить в сердце Православную веру.

Возрождение храмов сегодня не является самоцелью Русской православной Церкви. Святыни восстанавливаются для освящения жизни людей. Когда люди это понимают и стремятся к преображению своей души, то получают помощь от Господа. Богу нужны не стены, а желание человека приблизиться к нему, обратиться от греховной жизни к праведности.

Храм является духовным домом для человека. Храм — это не символ чего-либо, а место пребывания Бога, где человек освящается, и через освящение преображается, обновляется все, что его окружает.

Храм — особое место молитвы. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

В храме Господь ближе к каждому молящемуся, скорее слышит его молитвы, чем где-либо в другом месте. Скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей. В храме Дух Божий обильно изливает Свои Дпры на молящихся во время Богослужений. Поэтому одна только молитва Господи, помилуй в храме Божием, говорят святые отцы, больше Псалтири, прочитанного дома.

В каждом храме присутствует особая благодать Божия, которая очищает человека, научает его Истине, освящает его, делая достойным и способным к Богообщению, постепенно восстанавливая в нем — через приобщение к Христу — образ и подобие Божие. И только в храме человек может получит эту благодать, эту реальную Божественную энергию, которая дает настоящую жизнь здесь, на земле, и вечную жизнь в Царстве Небесном. Поэтому православный храм является воистину ковчегом спасения верующих людей.

Благодать — сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Источник «Книга Патриарха»

Твердь небесная.

Слово "небо" встречается на страницах Св. Писания в различных значениях, существенно отличающихся друг от друга.

Прежде всего в Библии сказано, что Господь Бог создал твердь небесную и утвердил на ней светила. Твердь - по древне-еврейски "ракия", что в переводе означает "пространство". Твердь небесная - пространство небесное, или, как говорят ныне, космическое пространство. Пространство над наблюдателем, стоящим на земле, - это и воздушная оболочка (атмосфера), которая простирается вокруг Земли примерно на тысячу километров в высоту, а также и звездное небо - пространство, в котором движутся бесчисленные небесные тела (светила).

Когда в Св. Писании речь идет и об атмосферных явлениях, и о звездном мире, употребляется слово "небо", например, "небо красно" (Матф. 16, 2), "знамения с неба" (Лук. II, 16), "звезды на небе" (Евр. II, 12). В первом стихе библейской книги Бытие "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1) под словами "небо и земля" подразумевается вся вселенная.

В понимании древних, видимое небо представлялось как свод, который своим нижним краем касался краев земли. Это дало повод Господу Исусу Христу употребить такие выражения, как "от края небес до края их" (Матф. 24, 31), "от края земли до края неба" (Марк. 13, 27).

В Священном Писании часто используются иносказательные и образные выражения, употребляются они также и для видимого неба. Так, в библейской книге Бытие при описании Всемирного потопа, бывшего при Ное, говорится, что "окна небесные отворились" (Быт. 7, 11), когда 40 дней лился на землю дождь. Видимое небо изображается в Библии как шатер, или палатка, которые можно раскинуть и свернуть. "Ты (Господи)... простираешь небеса, как шатер" (Псал. 103,2), "Он (Творец) распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья" (Исаия 40, 22), "Я - Мои руки, - говорит Господь, - распростерли небеса" (Исаия 45, 12).

Видимое небо - это не только небесные светила, но и весь космос, вся Вселенная (кроме Земли), все, что доступно людям для наблюдения как невооруженным глазом, так и с помощью астрономических приборов, а также и те глубины космоса, о которых люди не знают.


Есть многое такое в космосе, чего не способен увидеть человеческий глаз, но не оно, бренное, относится к Небу невидимому, о котором говорит христианство. Небо невидимое - это место обитания Бога (3 Царств. 8,49), возле Которого находятся "воинство небесное" (Лук. 2, 13), "Ангелы небесные" (Матф. 24, 36) и "духи праведников" (Евр. 12, 23).

Небо невидимое называется на языке церковных понятий Небесным. В отличие от него окружающая человека видимая Вселенная есть область земного. Небесное и земное не сливаются друг с другом и являются отличными друг от друга областями бытия. Область Небесного занимает первенствующее положение.

Небо, где обитают бестелесные существа, недосягаемо для научных методов познания. Никакой телескоп не обнаружит, как, например, Ангелы окружают невещественный Престол Божий, и воздают славу, честь и благодарение Господу. Человеческому уму не понять устройство невидимого неба, которое совершенно отличается от всего материального (вещественного). Поскольку мы, люди, можем воображать себе лишь только то, что существует в пространстве, то вполне естественно, что в нашем человеческом представлении и духовное небо выглядит пространством над видимым небом. Св. Писание, которое обращено к человеку, тоже изображает невидимое небо как пространство выше звезд. К тому же, в Св. Библии Небесные Существа представлены в различных вещественных образах. По мысли выдающегося раннехристианского мыслителя св. Дионисия Ареопагита, не без основания духовные существа, не имеющие образа и вида, представляются в образах и очертаниях: с одной стороны, человек не может непосредственно возноситься к созерцанию духовных существ и поэтому нуждается в подобиях, заимствованных из вещественного мира; с другой стороны. Св. Писанию, исполненному таинств, весьма прилично скрывать священную и таинственную истину об Ангельских Чинах под непроницаемыми священными завесами и таким образом соделывать недоступною людям плотским. В своем Поучении о Небесной Иерархии св. Дионисий наставляет верующих, "чтобы мы не представляли грубо, подобно невеждам, небесных и богоподобных умных Сил (Ангелов) имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями; равно не воображали бы того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами".

По воззрению древних иудеев, существует три неба: первое, на которое поднимаются облака и где бывают молнии, громы, ветры и прочие метеорологические явления; второе, где движутся небесные светила; и, наконец, третье, где расположен Престол Всевышнего. Когда св. ап. Павел говорит о восхищении известного ему человека (скрывая по смиренномудрию, что этот человек - он сам) до третьего неба (2 Кор. 12, 2), то под третьим небом, согласно представлению иудеев, он имеет в виду Р ай, где Бог открывает Свое величие и славу Ангелам и угодникам Своим.

Для достижения невидимого неба человеку требуется не космический корабль, а нравственная чистота и святость. Великое множество праведников - сонм прославленных Богом святых - уже пребывают на Небе, где они удостоились неизреченного блаженства. Их слава столь велика, что человек, будучи еще в теле, неспособен вынести ее. Если бы кто, живя на земле, хотя бы на мгновение вкусил сладость и радость небесной жизни, он растаял бы, как таит воск от огня.

Небо невидимое имеет множество названий в Св. Писании: Р ай, Царство Небесное, Царство Божие, Небесное Отечество, новый и небесный Иерусалим и т.д.

Небо невидимое в силу своей непостижимости является для человека объектом не исследования, но веры, надежды, упования. Христос призывает Своих последователей собирать себе нетленные сокровища на Небе. В потусторонней жизни каждый христианин, который сподобится вечного спасения, будет наслаждаться неизреченными радостью и блаженством на Небе. Но без духовного возрождения и освящения никто не сможет взойти на Небо.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разбилось зеркало: верить ли приметам и можно ли убрать негатив
Обряд на счастливую семейную жизнь Заговор на счастливую семейную жизнь читать
Гадание на игральных картах значение карт