Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Молодёжь и Ислам. Наставления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Пророка мир ему и благословение

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Дорогие братья мусульмане и сёстры мусульманки! Если вас спросят: «Кто самый великий из людей? Кто самый милосердный из людей? Кто самый справедливый из людей? Кто самый лучший из людей? Кто самый достойный из людей? Кто самый щедрый из людей? Кто самый честный из людей? Кто самый знающий из людей?»

Если вы знаете ответ на эти вопросы, то приходилось ли вам читать биографию этого человека? Была ли у вас возможность насладиться прослушиванием повествования о его жизни? Возникало ли у вас в сердце желание встретиться с этим человеком и поговорить с ним?

Аллах облагодетельствовал нашего благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) тем, что взрастил его наилучшим образом и дал ему прекрасный нрав, и этот нрав был в нем с самого юного возраста и до тех пор, пока его не упокоила смерть. Ещё до начала пророчества Аллах готовил его к этой миссии. Вначале ему была внушена любовь к одиночеству, и он удалялся от людей в пещере Хира, проводя там долгие ночи и размышляя над мирозданием, устроенным Аллахом. Вдали от мирской суеты и людских заблуждений, его сердце озарялось светом смирения и духовной чистоты.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) продолжал делать так, пока к нему не явилось веление Аллаха. Наш Господь почтил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, что отправил его к людям с лучшим из посланий и с самой великой из религий. Аллах сделал его посланником и печатью пророчества, который завершил все бывшие религии, отменил все законы предыдущих пророков, кроме тех, что были утверждены Исламом.

С тех пор, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) получил веление своего Господа, он принялся призывать людей к Аллаху и Единобожию, объясняя необходимость поклоняться только Аллаху, у которого нет сотоварищей, и требуя от них отказаться от многобожия и поклонения идолам. Вначале он обратил свой призыв к родственникам и друзьям. Первой женщиной, ответившей на его призыв, стала его жена Хадиджа, из мужчин первым стал Абу Бакр ас-Сиддик, а из детей – Али ибн Абу Талиб (да будет всеми ими доволен Аллах).

Постепенно Ислам начал своё распространение, мусульмане, покорившиеся Аллаху, собирались вокруг посланника Аллаха в доме аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама, чтобы напиться из источника небесных знаний, обучиться аятам из Книги Аллаха. Со временем количество мусульман росло, Ислам принял Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), что дало верующим уверенности и воодушевило их.

Вспомним момент, когда Аллах сказал своему пророку: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15.Аль-Хиджр: 94).

Этот аят ознаменовал собой вступление Ислама в новый этап, отныне призыв к религии Аллаха стал совершаться открыто

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на гору Сафа и объявил всем людям, что он посланник от Аллаха, и что миссия его заключается в том, чтобы призвать людей к Единобожию и покорности Аллаху. Он возвестил им, что Рай будет наградой тем, кто ответит его призыву и последует за ним, а тот, кто ослушается и отвернётся, того ждет адское наказание. Некоторые люди ответили его призыву, а другие стали насмехаться и даже причиняли ему страдания. Пророк и его сподвижники проявляли терпение и стойкость во всех невзгодах, они жертвовали на пути Ислама всем, чем могли, стремясь призывать к этой великой религии.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обходил группы паломников в Мине, одну за другой, призывая их и проповедуя им Истину Ислама. Он прилагал все свои силы, чтобы донести до людей самое великое, самое совершенное и являвшееся последним послание от Аллаха (Велик Он и Славен). Аллах оказал пророку свою поддержку, направив к нему паломников из Медины. Они собрались в Мине, и в месте под названием Джамрат аль-Акаба мединцы дали пророку обещание оказывать полную поддержку ему и его сподвижникам.

Затем Аллах позволил своему пророку переселиться в Медину, которая впоследствии стала обителью веры и первым исламским государством. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправился в Медину, взяв Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) своим спутником в этой исторической поездке. Когда пророк вышел в путь, Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) остался спать на его постели, чтобы сбить с толку многобожников, которые уже ожидали пророка у дверей его дома и держали наготове свои мечи с намерением убить его. Однако Аллах ослепил их зрение, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) смог выйти целым и невредимым, после чего он направился к месту встречи со своим верным сподвижником Абу Бакром. Вместе они тронулись в путь на юг от Мекки, и укрылись на горе Саур. Они провели там несколько дней, в ожидании пока все утихнет, и многобожники прекратят преследование. После этого они направились на север в сторону Медины, в которой мусульмане с радостью встретили своего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк построил мечеть и провел братание между своими сподвижниками – мухаджирами (переселенцами из Мекки) и ансарами (мединскими мусульманами), после чего приступил к строительству первого исламского государства.

Исламское государство начало крепнуть и расти. Всевышний Покровитель позволил верующим оборонять свою страну, даже если для этого требовалось вести сражения. Многобожники ожидали и надеялись, что верующих и их страну постигнет зло, и она развалится. Между двумя сторонами проходили тяжелые сражения: на одной стороне были люди, призывающие к добру, а на другой – сторонники зла. Аллах (Велик Он и Славен) защищал верующих, укреплял их и давал поддержку, вследствие чего их страна окрепла, усилилась, а свет Ислама достиг самых дальних уголков этого мира.

Спустя годы после того, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покинул Мекку, он вернулся в неё победителем, чтобы возвысилось слово Аллаха и восторжествовала Истина. Биляль (да будет доволен им Аллах) взобрался на Каабу и воззвал к людям, огласив улицы Святого города призывом к Единобожию. Пророк сокрушал идолов, установленных в Мекке, читая слова Аллаха: «Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (17.Аль-Исра: 81).

Дорогие братья и сестры, такой была жизнь нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это была жизнь, наполненная неутомимым усердием, праведными делами, призывом к Аллаху и защитой религии. Этим путем посланник Аллаха шёл до самой смерти, и Аллах довёл эту религию до высшего совершенства и сделал Свою милость к верующим полной и абсолютной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер в понедельник 12-го или 13-го числа месяца раби` аль-авваль. Да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, а также над всей его семьёй, сподвижниками и всеми, кто последовал за ним до самого Судного Дня.

Аллах сделал отличительным качеством пророка высокий нрав и совершенную мораль. Обращаясь к нему, Всевышний говорит: «Воистину, твой нрав превосходен» (68.Аль-Калям: 4).

Одним из качеств пророка было его поразительное бескорыстие. Он давал людям то, что они просят, в то время как сам мог месяц или два не разводить в своём доме огонь из-за недостатка продуктов. Однажды пророку подарили теплую накидку, в которой он очень нуждался, но один человек попросил её у пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он подарил ему. Люди стали порицать этого человека, говоря ему: «Он же нуждался в ней, ведь ты знаешь, что он никогда не отказывает просящему».

Отвага пророка (мир ему и благословение Аллаха) поражала его современников. Он был самым смелым из людей, проявляя бесстрашие и дерзость в битвах с врагами. Когда люди бежали с поля боя, он оставался непоколебим и продолжал наступать. Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда разгоралась сеча и глаза воинов наливались кровью, мы держались позади Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И не было никого, кто стоял бы к врагу ближе него».

Несмотря на свое мужество и отвагу, он был очень обходительным и милостивым человеком, не был грубым, резким в выражениях и не вёл шумных разговоров на рынке. Он не отвечал злом на зло, а напротив, прощал и забывал обиды. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я прислуживал пророку (мир ему и благословение Аллаха) десять лет, и он никогда не сказал мне даже «Уф». Если я что-то сделал, то он не спрашивал меня, зачем я это сделал, а если я чего-то не сделал, то он не спрашивал меня, почему я этого не сделал».

Пророк не был хмурым, он шутил со своими сподвижниками, жил вместе с ними, вёл с ними беседы, играл с детьми и сажал их себе на колени. Бывало, что кто-то из малышей мочил его одежду, но это нисколько не раздражало пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он всегда отвечал на просьбы людей, не различая между свободным и рабом, богатым и бедным. Он навещал больных, даже если приходилось идти на другой конец Медины. Когда кто-то просил у него прощения или извинялся, он всегда принимал извинения и прощал. Если во время коллективной молитвы он слышал детский плач, то сокращал молитву, опасаясь причинить трудность матери ребёнка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) держал на руках свою внучку во время проведения коллективной молитвы с мусульманами, и когда он стоял, то брал её на руки, а когда совершал земной поклон, клал её на землю.

Посланник вёл очень скромный образ жизни и не стремился к благам этого мира, но в том, что касается Мира Следующего, он был самым усердным. Когда Аллах дал ему выбор: либо быть царем-пророком, либо рабом-посланником, он предпочел стать рабом-посланником.

О мусульмане! Эти некоторые примеры – жемчужины пророческого нрава! Пусть его нрав будет для вас как светоч, который осветит путь. Идите за ним, следуйте его пути и руководствуйтесь его наставлениями. Воистину Аллах заложил в нашем Пророке (мир ему и благословение Аллаха) самую благородную и возвышенную нравственность и поэтому приказал нам следовать за ним и подражать ему. Аллах сказал: «Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, Пророка, не владеющего грамотой, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7.Аль-А`раф: 158).

Сколько бы времени ни прошло, как бы далеко ни жили друг от друга мусульмане, среди них всегда будет группа истинно верующих людей, которые будут скучать по избраннику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они будут желать встречи с ним и мечтать о том, чтобы увидеть его, чего бы им это не стоило.

Братья и сестры, давайте вместе прочитаем эти удивительные слова нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Одними из самых сильных людей в своей любви ко мне будут те, которые появятся после меня. Все они будут желать, чтобы только лишь увидеть меня, даже если им пришлось бы пожертвовать ради этого своей семьёй и имуществом» (приводит Муслим).

Но, более того, и сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отвечал взаимностью таким людям, потому что он тоже желал увидеться с ними. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я хотел бы встретиться со своими братьями» , – сподвижники спросили его: «А разве мы не твои братья?» Посланник Аллаха сказал: «Вы мои сподвижники (Асхаб), а братья мои – это те, которые уверовали в меня, не увидев меня». (Ахмад)

Призываем Аллаха быть свидетелем наших слов, что мы любим Его и любим Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!

Любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха) является неукоснительной обязанностью каждого мусульманина. Ибн Кудама аль-Макдиси (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Знай, что вся община Ислама едина в своём мнении, что любовь к Аллаху и к Его посланнику обязательна (фард)».

Один из праведных предшественников говорил: «Любовь к Аллаху и Его посланнику – одна из величайших обязанностей Имана (веры), это один из самых значимых столпов Имана и самое важное его правило. Более того, любовь к Аллаху и Его посланнику – это основа всех дел Веры и религии».

Если человек отдает предпочтение тому, кого он любит, над самим собой, то уже ничто не покажется ему трудным на пути подтверждения этой любви. Иман (вера) мусульманина не достигнет совершенства, пока посланник Аллаха не станет для этого человека любимее самого себя, не говоря уже о ком-то или о чем-то другом.

О те, кто полюбил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!

Знайте, что у любви есть признаки, по которым её можно определить. Самым первым и главным признаком любви к Аллаху является следование сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3.Алю Имран: 31).

Аль-Хасан аль-Басри и другие праведные предшественники говорили: «Некоторые люди утверждали, что они любят Аллаха, и Аллах испытал их этим аятом: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас». (3.Алю Имран: 31)

Суфьян (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Любовь – это следование за посланником (мир ему и благословение Аллаха)».

Если человек действительно любит Аллаха и Его посланника, то он проявляет ревность за Аллаха и Его посланника в той степени, насколько крепка его любовь. Если же ревность за Аллаха и Его посланника отсутствует в сердце, то в нём отсутствует и любовь, даже если сам он считает себя любящим Аллаха. Лжет тот, кто заявляет о своей любви, а сам не проявляет никакой ревности, когда видит, что другие попирают запреты Аллаха, ослушаются Его, пренебрегают Им, наносят Ему обиды и не чтут его велений. Разве такой бывает любовь!? Нет, сердце такого человека не имеет любви, оно холодно как лёд. Как человек может говорить о своей любви к Аллаху, когда сердце его не испытывает ревности, видя, как нарушаются границы, установленные Аллахом, а приказы его не выполняются. Если ревность за религию Аллаха исчезает из сердца, то вместе с ней исчезает и любовь, более того – исчезает и сама религия, оставив после себя едва заметный след.

Также признаком любви к пророку является любовь к его сподвижникам. Кто любит пророка, тот любит и сподвижников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха, бойтесь Аллаха в том, что касается моих сподвижников!

Бойтесь Аллаха, бойтесь Аллаха в том, что касается моих сподвижников!

Не делайте их предметом ваших придирок после моей смерти. Кто возлюбит их, то возлюбит из любви ко мне, а кто возненавидит их, то возненавидит из ненависти ко мне. Тот, кто обижает их, тот обижает меня, а кто обижает меня, тот обижает Аллаха, а тот, кто обижает Аллаха, на того скоро падёт Его кара» (приводят Ахмад, ат-Тирмизи).

Сами сподвижники очень сильно любили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Наверное, ни для кого не секрет, как поступал Абу Бакр во время хиджры (переселения), защищая его ценой своей жизни и здоровья, от всех опасностей и невзгод. Всем известно, как поступали другие сподвижники, не щадя себя ради любви к пророку. Вспомните женщину, которая потеряла своего мужа, брата и отца в сражении при Ухуде:

«…Когда первые вестники прибыли и высказали ей свои соболезнования, она только спросила: «Как обстоят дела посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» – Ей сказали: «О, женщина, хвала Аллаху, он в порядке, как ты и хотела». Женщина сказала: «Покажите мне его, чтобы я сама посмотрела на него». Тогда ей показали на него, и когда она увидела, сказала: «Если ты в порядке, то любая беда незначительна».

Вспомните про Зайда ибн ад-Дасина (да будет доволен им Аллах), который был пленён и находился в Мекке. Сафван ибн Умайя ибн Халяф отправил Зайда в Тангим в сопровождении своего вольноотпущенника по имени Нистас, чтобы казнить его там в отместку за убитого им отца. Там же собралась группа курайшитов, среди которых был и Абу Суфьян ибн Харб. Когда Зайда подвели к месту казни, Абу Суфьян сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, Зайд, хотел бы ты, чтобы Мухаммад был сейчас у нас, на твоём месте, и мы отрубили бы ему голову, а ты оказался бы в кругу семьи?» Зайд сказал: «Клянусь Аллахом, я не желаю, чтобы Мухаммад был даже уколот колючкой, находясь в том месте, где он находится сейчас, ради того, чтобы я оказался в кругу своей семьи». Абу Суфьян сказал: «Я не видел, чтобы кто-то любил кого-то так же, как сподвижники Мухаммада любят своего пророка». И после этого Нистас убил Зайда.

Как же мусульманин может не любить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда сам Аллах дает ему самую высокую оценку в Священном Коране. Всевышний сказал: «Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, нрав твой превосходен» (68.Аль-Калям: 2-3).

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9.Ат-Тауба: 128).

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21.Аль-Анбия: 107).

«Он милосерден к верующим» (33.Аль-Ахзаб: 43).

Если мусульманин возлюбил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то должен следовать его Сунне. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» («7.Аль-А`раф: 3).

Эти слова означают: идите по следам этого пророка, который пришёл к вам с Книгой, ниспосланной от Господа и Владыки всего сущего.

Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59.Аль-Хашр: 7).

Человек не сможет добиться истинного Ислама до тех пор, пока не будет абсолютно послушен и доволен решениями посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В Коране говорится: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (4.Ан-Ниса: 65).

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24.Ан-Нур: 63).

О те, которые уверовали! Повиновение пророку (мир ему и благословение Аллаха) – наша обязанность и неотъемлемая часть веры в его пророчество. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто повинуется мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушался меня, тот отказался (от Рая)» (приводится у Аль-Бухари).

Суфьян ас-Саури (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Факихи (ученые Шариата) говорили: «Слово не будет полноценным без дела, слово и дело не будут полноценными без правильного намерения, а слово, дело и намерение не будут полноценными, если не соответствуют Сунне».

Братья и сестры, да хранит Вас Аллах, остерегайтесь нововведений в религии, ведь они противоречат Сунне и объявляют вражду по отношению к ней. Всевышний Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6.Аль-Ан`ам: 153).

Если человек пытается обосновать свои религиозные дела и убеждения одними чувствами, эмоциями, любовью, ощущениями, личными пристрастиями, тогда как Шариат Аллаха не подтверждает этих дел и убеждений, то все эти ощущения – есть заблуждение и ложь. Человек, делающий источником своей религии какие-то свои личные внутренние переживания и опыт, на самом деле просто следует за своими страстями и прихотью. Никому не разрешено делать своей религией то, что нравится ему лично, и запрещать в религии то, что ему не нравится и то, чем он недоволен. Всё должно совершаться только в соответствии с путем, который указал нам Аллах. Всевышний установил для нас законы Священного Шариата, для этого он послал к нам Своего посланника, и приказал ему и всем верующим неуклонно следовать этому Шариату. Поэтому наши праведные предшественники называли всех, кто в чём-то выходил из Шариата, последователями своих страстей. Такое название давалось им потому, что они придумали в религии то, чего в ней нет. Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит в этой нашей религии нечто новое, что не имеет к ней отношения, то это дело будет отвергнуто»

Ан-Навави сказал: «Этот хадис является самой великой основой из основ Ислама, он является образцом лаконичности Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Данный хадис откровенно и ясно отвергает любые новшества и изобретения в Шариате».

Если мы всё это знаем, то становится предельно ясно, что для правильного и неуклонного следования Сунне мы должны обязательно сторониться нововведений.

Новшества в религии являются очень опасными и оказывают пагубное влияние на веру мусульманина, расшатывая основы его религии. Религиозные нововведения являются проводником неверия, ведь начинается всё с того, что человек приписывает Аллаху какие-то законы, не обладая знанием, словно он хочет дополнить Шариат, считая его незаконченным. Ислам не позволяет творчески подходить к религиозным вопросам, потому что изобретения в Исламе вносят раскол в нашу Умму, отвлекают людей от подлинной Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) и вводят смуту в ряды мусульман, изменяя и искажая религию.

Именно поэтому религия Аллаха предписывает суровое возмездие тем, кто вносит новшества в исламский Шариат. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах задерживает покаяние каждого сторонника нововведений до тех пор, пока он не оставит своё нововведение» (приводят Аль-Байхакы и ат-Табари, а аль-Албани назвал хадис достоверным).

Суфьян ас-Саури сказал: «Новшество любимее для Иблиса, чем грехи, потому что человек кается в своих грехах, а в новшествах не кается». Сторонники новшеств не каются и не просят Аллаха о прощении за свою ересь, потому что считают её истиной. Поэтому болезни сердец, вызванные нововведениями, намного опаснее, чем болезни сердец, вызванные страстями, и похотью. Аллах Всевышний сказал: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает» (35.Фатыр: 8).

О, рабы Аллаха! Бойтесь вашего Господа в том, что касается Сунны вашего пророка.

О, рабы Аллаха! Бойтесь вашего Господа в том, что касается следования пути посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь он сказал: «Я буду возглавлять вас у Водоёма (Хауд), но некоторых людей уведут от меня, и я скажу: «О Господь мой, это мои приверженцы», – Но мне будет сказано: «Ты не знаешь, какие новшества они придумали после тебя, они изменяли и подменяли!» Пророк же скажет тогда: «Долой, долой тех, кто изменял и подменял» (приводят Аль-Бухари и Муслим).

Да убережёт нас Аллах от того, чтобы потерпеть убыток!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обладал качествами и совершал поступки, которые указывали на величие его миссии, на истинность его посланничества. Например, то, что он предсказывал события, мог знать о вещах, происходящих на расстоянии, будучи неграмотным, обладал скрытыми знаниями, а также возможностью совершать чудеса. И наверно размышляя о его особенностях мы часто упускаем нечто, что является не менее убедительным доводом в пользу его пророчества, близости к Всевышнему, чем какое-либо чудо или событие, произошедшее с ним. Речь идет о его благородном нраве…

Обычный человек не застрахован от недостатков. Если у него большие дела, он может быть малодушным в мелочах. Если он полезен для общества, то может быть тираном дома. Глубокий ум может сочетаться с плохим намерением, а внешние успехи с внутренним несовершенством. Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был не таким как все. Все в нем было удивительно красивым: нрав, манеры, внешность, дела, намерения. И одно из качеств, которое не может оставить равнодушным – его милосердие.

Поразительно, как несмотря на то, что ему пришлось пострадать от встречи не с самыми приятными человеческими проявлениями: преследования, жестокость, убийства его близких, оскорбления, притеснение, ложь, клевета и т.д., он не терял способности видеть в людях лучшее, быть с ними милосердным, прощать их, помогать им и молиться за них. И это касается не только его сподвижников или родных. Он был милостив к рабам, детям, женам, врагам, немусульманам и проявлял милость к животным. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». И некоторые из достоверных рассказов о его жизни – тому подтверждение.

Его милосердие к детям

Однажды, когда он целовал своего внука Хасана, его увидел некий Акра бин Хабис, который сказал: «Вы целуете детей? У меня их десять, но я их никогда не целую!» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему: «Кто не проявляет милосердия, к тому никто не проявит милости!» (Бухари).

Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери» (Ахмад, Бухари, Абу Дауд).

Как-то на вечернюю молитву он привел с собой в мечеть маленького внука. Во время совершения земного поклона в намазе, в котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был имамом, его внук забрался ему на спину. По этой причине он дольше обычного находился в положении поклона. Как только закончили совершение намаза, сподвижники заметили: «О Посланник Аллаха, вы затянули совершение намаза! Мы подумали, что, возможно, что-то случилось или же вам пришло Божественное откровение». В ответ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, ничего не случилось! Просто на мою спину забрался мой сын, и чтобы обрадовать его, я не стал торопиться и поднимать голову с поклона» (ан-Насаи, Татбик, 82).

Он, да благословит его Аллах и приветствует, первым здоровался с детьми, интересовался их делами, играл с ними. Если он узнавал, что кто-то из детей заболел, он спешил навестить его. Он любил шутить и играть не только со своими детьми, но и с другими, которые так же тянулись к нему и любили проводить с ним время.

Его милосердие к рабам

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, бывший у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что Пророк ни разу не упрекнул его за десять лет его службы, ни разу не ударил и не оскорбил его. Он рассказал также: «В один прекрасный день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил меня в одно место, однако я возразил ему: «Клянусь Аллахом, я не пойду туда!» Но в душе я принял решение пойти, ибо мне приказывал сам Посланник Аллаха. Я вышел в путь и дошел до того места, где уличные мальчишки играли в различные игры. Заинтересовавшись, я сразу же присоединился к ним. Вдруг чувствую, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за шею. Когда я обернулся, я увидел его смеющееся лицо. Он спросил у меня: «Мой Анас! Ты выполнил мое поручение?» Я ответил ему: «О Посланник Аллаха! Я сей же час направляюсь туда!» (Муслим)

Он побуждал людей к ласковому обращению с невольниками: «Пусть никто из вас не обращается к невольникам «мой раб», «мой слуга». Вы все являетесь рабами Аллаха. И женщины тоже. Когда возникает необходимость позвать их, говорите им «сынок», «дочка» или «юноша».

Он призывал их к хорошему обеспечению невольников. Как рассказывал Маърур бин Сувайд: «Как-то на Абу Зарре я увидел богатое платье. Его слуга был одет в точно такое же платье. Когда я спросил у Абу Зарра о причине этого, он мне поведал, как во время жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он оскорбил одного из мусульман. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты такой человек, который до сих пор не избавился от привычек джахилий. Они ваши слуги, но в то же время они ваши братья. Аллах дал их вам под ваше покровительство. У кого под руководством есть брат, пусть его кормит тем же, что ест сам. Пусть одевает в ту же одежду, какую носит сам. Не поручайте им заранее невыполнимые задания. Если же все-таки возникла необходимость выполнить тяжелую работу, помогите им!» (Бухари; Муслим)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помимо проявления милосердия к рабам, призывал к их освобождению. А тех, кто был ранее невольником, чествовал браками с хорошими женщинами и давал им ответственные должности. Так он старался искоренить социальное неравноправие и высокомерие одних по отношению к другим.

Продолжение следует…

Он происходит из лучшего рода на земле и его род обладал почетом, что признавали его враги. Это признал Абу Суфьян , который в тот момент был его врагом, когда находился у царя Рима. Он происходит из самого благородного народа, самого благородного племени и самого благородного колена.Он Мухаммад бин ‘Абдулла бин ‘Абдальмутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка’б бин Люай бин Галиб бин Фихр бин Малик бин Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудара бин Низар бин Ма’адд бин ‘Аднан .

До этих пор его родословная достоверно известна, с чем согласны ученые по генеалогии, в чем между ними никогда не было разногласий, а что касается его родословной выше ‘Аднана , то тут есть разногласия. Однако между ними нет разногласий в том, что ‘Аднан был потомком Исмаила , мир ему, а Исмаил это тот, кого хотел принести в жертву Ибрахим , мир ему, по более правильному мнению ученых из числа сподвижников и их последователей.

Нет разногласий в том, что он, мир ему и благословение Аллаха, был рожден в сердцевине Мекки в «год слона». Это событие стало подарком Аллаха для Его Пророка и Его дома (Ка’бы), так как армия напавшая на Мекку была христианской – людьми писания и их религия в тот момент была лучше религии жителей Мекки, которые поклонялись идолам. Аллах помог им одержать победу над людьми писания без участия людей сделав это предзнаменованием и даром для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который появился в Мекке и возвеличиванием Запретной Мечети.Ученые разногласят относительно смерти его отца: умер ли он, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в животе матери или же он умер после его рождения. Более достоверным является мнение, что он умер еще до рождения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Второе мнение говорит о том, что он умер через семь месяцев после его рождения.

Нет никаких разногласий в том, что его мать умерла в аль-Абва, которая находится между Меккой и Мединой, когда возвращалась из Медина, где была с дядей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В то время ему не исполнилось семь лет.

Его опекуном был дед ‘Абдальмутталиб , который умер, когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было примерно восемь лет. Также говорится, что ему было шесть лет.

Затем его опекуном стал дядя Абу Талиб . Когда он достиг двенадцатилетнего возраста, Абу Талиб отправился с ним в Шам. Так же говорится, что в этот момент ему было девять лет. В этом путешествии его увидел монах Бахира, который велел его дяде не ехать с ним в Шам, боясь, что иудеи навредят ему и дядя отправил его вместе с несколькими своими детьми в Мекку.

В книге ат-Тирмизи и у других приводится, что он отправил его в Мекку с Билялом , однако это является явной ошибкой, потому что, возможно, в то время Билял еще не существовал, а если и был, то он не был ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром . Этот хадис приводит Аль-Баззар в своем «Муснаде» и не говорит там: «и дядя отправил с ним Биляла», а говорит «мужчину».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он отправился в Шам по торговым делам в Бусру, а потом вернулся, после чего женился на Хадидже бинт Хувайлид . Также говорится, что ему было тридцать лет; двадцать один год. Ей же было сорок лет. Это была его первая жена и первой из его жен, которая умерла. Он не брал себе других жен, пока она была жива, и Джибриль повелел передать ей салам от ее Господа.Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению его Господу. Он стал уединяться в пещере «Хира», где поклонялся несколько ночей. И ему была внушена ненависть к идолам и религии его народа. И не было для него более ненавистной вещи, чем это.

Когда ему исполнилось сорок лет, над ним взошел свет пророчества, Всевышний Аллах облагодетельствовал его посланием и отправил к Его творениям, выделил его Своим почетом, сделал Своим доверенным между Собой и Своими рабами.

Нет разногласий в том, что его пророчество началось в понедельник, однако есть разногласия в месяце начала пророчества: говорится, что оно началось после восьмого числа месяца Раби уль-Авваль, на сорок первом году после «года слона». Это мнение большинства.

Также говорится, что оно началось в месяц Рамадан, и эти ученые, в качестве довода, приводят слова Всевышнего Аллаха: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (Коран. 2:185)

Они говорят: первым, чем облагодетельствовал его Всевышний Аллах из пророчества было то, что он ниспослал ему Коран. Так считали некоторые из ученых, среди которых был Яхья Сарсари , который сказал в своем стихотворении:

Ему исполнилось сорок лет

И над ним взошло солнце пророчества в Рамадан.Однако первые ответили им, что в «ночь могущества» месяца Рамадан Коран был ниспослан полностью, разом на Байт аль-‘Изза, а затем частями и по необходимости ниспосылался на протяжении двадцати трех лет.

Также говорится, что пророчество началось в месяц Раджаб.

Аллах дал , мир ему и благословение Аллаха, различные ступени откровений.

Первой из них были истинные видения, с которых и начались откровения, ниспосылавшиеся Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и какое бы видение он ни видел, то оно приходило подобно утренней заре.

Второй было то невидимое для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что приносил с собой ангел, доводя это до его ума и сердца, о чем сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал так: «Поистине, Святой Дух внушил мне, что ни в коем случае не умрет душа, пока не исчерпает своего удела, так бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами вашего удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его с помощью ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».Третьей было то, что ангел представал перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в образе человека и обращался к нему, пока он не усваивал того, что он ему говорил. На этой ступени его иногда видели и сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Четвертой было такое появление ангела, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, слышал нечто вроде звона колокола. Это было наиболее тяжким для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так как ангел крепко сжимал его, в результате чего лоб его покрывался испариной даже в очень холодные дни, а его верблюдица опускалась на колени, если он сидел верхом. Однажды, когда к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришло такое откровение, его нога касалась ноги Зайда бин Сабита , да будет доволен им Аллах, и нога Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стала такой тяжёлой, что нога Зайда чуть не сломалась.

Пятой было то, что он видел ангела в том облике, в котором тот был создан, и в это время ему ниспосылалось в виде откровений то, что Аллаху было угодно ему ниспослать. Подобное случалось с ним дважды, о чем в Коране упоминается в суре «Звезда».

Шестой было то, что Аллах вменил ему в обязанность совершение молитв, когда в ночь вознесения (ляйлят аль-ми‘радж) он вознесся выше семи небес.

Седьмой было то, что говорил ему Аллах без посредника и что было подобно тому, как разговаривал Он с Мусой бин ‘Имраном . То, что это было с Мусой, известно доподлинно, поскольку об этом упоминается в Коране, а о том, что это случилось и с нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, известно из хадиса о ночном путешествии.

Некоторые улемы добавляли к этому и восьмую, считая, что ею было открытое обращение к нему Аллаха безо всякой преграды. Это мнение тех, кто говорит, что он, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа. Относительно этого вопроса были разногласия у ранних и поздних ученых не смотря на то, что все сподвижники считали также как и Айша, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не видел Аллаха, как это передал Усман бин Са’ид ад-Дарими о том, что у сподвижников было единогласие в этом вопросе.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

«Зад уль-Ма’ад»

Перевод: Икрима абу Марьям

Приближается месяц Рабби-уль-авваль, когда мусульмане всего мира будут вспоминать приход в мир нашего благословенного Пророка Мухаммада (ﷺ). В данной статье мы поговорим о почитании и любви к Пророку (ﷺ), приведем аяты, хадисы и примеры из жизни праведных предков на эту тему.

1. Обязанность почитания Пророка (ﷺ)

Аллах говорит Своему Пророку (ﷺ) о необходимости для тех, кто говорит, что любит Всевышнего, любить Его Пророка (ﷺ):

«Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» – ведь Аллах – прощающий, милосердный» (3, 31).

Эта любовь к Пророку (ﷺ) означает повиновение ему, следовать его примеру, гордиться им и восхвалять его, как Аллах восхвалял его в Своей Священной Книге, говоря:

«И, поистине, ты обладаешь прекрасными качествами» (68, 4).

Любовь к Пророку (ﷺ) является признаком совершенного Имана. В достоверном хадисе Пророк (ﷺ) сказал:

«Не будет совершенной ваша вера, пока вы не полюбите меня больше, чем своих детей, родителей и всех людей» (Бухари, Муслим).

В другом хадисе сказано, что «Никто из вас не уверует (не достигнет совершенной веры), пока он не полюбит меня больше, чем себя самого» (Бухари).

Совершенство веры зависит от любви к Пророку (ﷺ), потому что Аллах и Его ангелы восхваляют его, как говорится в аяте:

«Поистине, Аллах оказывает Своё милосердие пророку, а Его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали, молитесь за него и приветствуйте его искренним приветствием!» (33, 56).

Из этого аята становится ясно, что качества верующих проявляются, когда они молятся за Пророка (ﷺ).

2. Аллах сказал: «Призывайте благословения на Пророка (ﷺ)»

Мы должны молиться за Пророка (ﷺ) и восхвалять его, к чему нас призывает Аллах в аяте:

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. [Аллах Всевышний хвалит Пророка перед приближенными ангелами, и Его ангелы тоже хвалят его и обращаются к Аллаху с мольбой за него.] О вы, которые уверовали! Благословляйте его [Пророка] (и вы) и приветствуйте пожеланием мира» (33, 56).

3. Аллах сказал: «Радуйтесь Пророку (ﷺ)»

Проявлять радость и счастье по поводу того, что Аллах ниспослал нам Пророка (ﷺ) также является нашей обязанностью, о которой сообщает Аллах в Коране:

«Скажи (о, Пророк) (всем людям): «Щедрости Аллаха [Корану] и Его милосердию [Исламу]», – этому [Корану и Исламу] пусть они радуются» (10, 58).

Так нам указано поступать, поскольку радость делает наши сердца благодарными за милость Аллаха. И какая милость может быть больше, чем эта (ниспослание Пророка (ﷺ)) о ком Сам Аллах говорит:

«Мы не послали тебя ни с чем, кроме как милостью для людей» (Ан-Анбия, 107).

Поскольку Пророк (ﷺ) был послан как милость для всего человечества, не только мусульмане, но и все люди должны радоваться ему. К сожалению, многие люди в наши дни не подчиняются этому приказу Аллаха радоваться приходу Пророка (ﷺ).

4. Обязанность знать сиру Пророка (ﷺ) и подражать его характеру

Нам следует знать о нашем Пророке (ﷺ), о его жизни, его чудесах, его рождении, его прекрасном нраве, его вере, о признаках пророчества, о его уединении. Что может быть лучше, чем приобретение знания о его жизни? Благодаря этому Аллах будет довольным нами, потому что, если мы будем знать жизнь Пророка (ﷺ), мы лучше сможем подражать ему и брать его в пример для себя, и таким образом, получить спасение в этой жизни и следующей.

5. Кем был наш возлюбленный Пророк (ﷺ)?

Те, кто видел Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), так описывали его красоту:

«Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был очень красив и привлекателен. Его благословенный лик сиял, словно луна в полнолуние… Нос его был очень красив… Густая борода, большие глаза, ровные щеки. Рот был широким, а зубы сверкали, словно отборные жемчужины… Шея его была словно серебряный сноп… Он был широк в плечах, плечи были плотными, крепко сбитыми…»

«Ростом наш Пророк, Посланник Аллаха был не очень высок, но и не мал. Цвет кожи был не светлым, но и не слишком смуглым. Волосы были не прямыми, но и не слишком кудрявыми. Когда ему исполнилось 40 лет, Аллах возложил на него миссию Пророка. После того, как он принял на себя пророческую миссию, он прожил чуть более 10 лет в Мекке и еще 10 лет в Медине и покинул этот мир в возрасте 63-ти лет. И даже тогда, когда он покидал земную жизнь, на его голове и в бороде не нашлось бы и 20-ти седых волос».

6. Опасность ослушания Пророка (ﷺ)

Противоположность следованию его повелениям и его Сунне являются заблуждения и новшества. Аллах угрожает таким людям лишением Своей милости и наказаниями:

«А тот, кто воспротивится Посланнику после того, как стал ему ясен (истинный) путь, и последует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и будем жечь его в Геенне. И как скверно это пристанище!» (4, 115).

Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто не любит мою Сунну и не следует ей, не имеет ко мне отношения» (Бухари и Муслим).

7. Дополнительные признаки любви к Пророку (ﷺ)

Все мусульманские ученые единогласны в отношении обязательности возвеличивать Пророка (ﷺ), его семью и сподвижников. Это было практикой благочестивых предшественников и имамов прошлого, которые всегда проявляли крайнее почтение и смирение, когда в их присутствии упоминали Пророка (ﷺ). Имам Джафар ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (Джафар ас- Сиддик) бледнел, когда слышал, как упоминают Пророка (ﷺ). Имам Малик не рассказывал ни одного хадиса, кроме в состоянии ритуальной чистоты. Абд ар- Рахман ибн аль- Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр аль- Сиддик начинал краснеть и заикаться, когда он слышал, как кто-то упоминает Пророка (ﷺ).

Что касается ‘Амира ибн ‘Абд Аллаха ибн Аль-Зубайра ибн aль-Авам аль-Асади (одного из ранних суфиев), он так плакал (при упоминании Пророка ﷺ), что в его глазах не оставалось слез. Когда в их присутствии рассказывали хадис, они понижали свои голоса. Имам Малик сказал: «Его святость (хурмат) после его смерти, такая же, как и его неприкосновенность при его жизни».

Любовь к нему его сподвижников:

Однажды, когда Абу Хурайра в очередной раз призвал мать к вере в Аллаха и Его Посланника ﷺ, она сказала в адрес Пророка ﷺ слова, которые болезненно задели и опечалили Абу Хурайру.

Весь в слезах он отправился к Посланнику Аллаха ﷺ.

Пророк ﷺ спросил его:

Что же так расстроило тебя, о Абу Хурайра?!

Он ответил:

Я неустанно призываю мою мать к Исламу, но она ни как не соглашается. Когда я сегодня в очередной раз призвал её, то услышал от неё плохие слова в твой адрес. Прошу тебя, взмолись Всемогущему Аллаху, чтобы Он склонил сердце матери Абу Хурайры к Исламу.

Посланник Аллаха ﷺ внял его просьбе и воззвал к Аллаху.

Абу Хурайра рассказывал:

“Я вернулся домой и, увидев, что дверь открыта, услышал звук льющейся воды. Только я собрался войти в дом, как моя мать крикнула мне: “Оставайся на месте!”

Затем она оделась и торжественно провозгласила: “Войди же!” Когда я вошёл в дом, мать произнесла: “Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Его…”

Я вновь со слезами на глазах, как и час тому назад, возвращался к Посланнику Аллаха ﷺ. Но если в первый раз это были слёзы отчаяния и скорби, то теперь это были уже слёзы радости и счастья. Я воскликнул:

Возрадуйся, о Посланник Аллаха… Аллах внял твоему призыву и наставил мать Абу Хурайры на истинный путь Ислама…” (Муслим и Ахмад. Также Ибн Хаджар в аль- Исаба (7:435 , 7:512) и другие.)

Этот хадис похож на другой хадис Пророка (ﷺ), адресованный предводителю верующих Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах):

«Никто не любит тебя, кроме верующего, и никто не ненавидит тебя кроме лицемера» (Муслим, ан- Наса’и и Ахмад).

Другой хадис подчеркивает необходимость увеличивать нашу любовь к Аллаху Тааля и Его Посланнику (ﷺ)

К Пророку (ﷺ), пришёл один человек и спросил его о Часе:

“Когда (настанет) Час?” (Посланник Аллаха ﷺ) спросил: “А что ты для него приготовил?” Этот человек как будто смирился, а затем ответил: “О, Посланник Аллаха! Я не приготовил для него множество намазов, постов и милостыней, однако я люблю Аллаха и Его Посланника (ﷺ)”, и Пророк (ﷺ), сказал: “Ты будешь с теми, кого ты любил”».

«Среди моей общины будут люди, которые придут после меня, и которые отдали бы свою семью и все имущество в обмен на возможность увидеть меня» (Муслим передал его в Сахих)

«Один человек пришел к Пророку (ﷺ) и сказал: «Посланник Аллаха, я люблю тебя больше, чем мою семью и мое имущество. Я все время думаю о тебе, и я не едва могу ждать того момента, когда я смогу опять прийти к тебе и посмотреть на тебя. Я знаю, что когда я умру, и ты умрешь, и когда ты войдешь в Рай, ты будешь находиться на высоком уровне, с другими пророками, и я не смогу там быть с тобой». Аллах тогда ниспослал следующий аят:

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они – вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!» (4:69)

Пророк (ﷺ) позвал этого человека и прочитал ему этот аят».
(Табарани и Ибн Мардавайя передали его от Аиши и Ибн ‘ Аббаса, и Кади ‘ Ияд привел его в Аш-Шифа, а также Ибн Касир в своем Тафсире (1:310))

О Аллах, ниспошли мир и благословение нашему Пророку (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам!

От Ибн ‘Аббаса (Аллах доволен ими обоими) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других:
➡ молодостью прежде старости,
➡ здоровьем прежде болезни,
➡ богатством прежде бедности,
➡ свободным временем прежде занятости,
➡ жизнью прежде смерти!»

(аль-Хаким:4/341, Ибн Абу Шайба:34319. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захабий и шейх аль-Альбаний. См. “Сахих ат-таргъиб”:3355, «Сахих аль-джами’»:1077).

Когда человек начинает понимать религию Ислам, это меняет его жизнь. Путь ислама переворачивает всю жизнь человека. Некоторые люди произносят шахаду одни, некоторые переходят в Ислам целыми семьями. Если муж и жена, у которых есть маленькие дети, решают принять ислам или начать соблюдать, то, скорее всего, их дети станут мусульманами. Для тех, у кого дети постарше, тем более подростки, переход может оказаться более сложным.

Иногда подростки полностью и с открытым сердцем следуют примеру родителей, другие принимают ислам с некоторой осмотрительностью, и много таких, кто вообще не хочет перемен. Впрочем, членам семьи, которые решили принять ислам и тем, кто присоединился к ним на пути к тому, чтобы стать правоверными мусульманами, следует помнить Сунну, в которой Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о молодежи. Она облегчит переход в новую веру и сделает его более позитивным для всей семьи.

Когда Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) получил первое откровение в пещере на горе Хира, ему тогда было сорок лет. Пророк обладал определенными лидерскими качествами. Значительная часть последователей Ислама в то время были молодыми людьми. Пророку Мухаммеду пришлось выполнить самую важную миссию, которая может быть возложена на человека: изменить убеждения язычников-арабов, отвратить их от безбожных занятий, жестоких привычек, развращенного поведения и убедить их принять религию ислам как образ жизни.

История ислама открывает нам, что это была трудная попытка изменить культуру черствых сердцем язычников, которые давно сроднились со своими традициями. Но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) пришел с посланием Аллаха, и его целевая аудитория, в то время была по большей части молодежью.

Анас бин Малик (да благословит его Аллах) был одним из молодых людей, которые росли рядом с Пророком. Анас (да благословит его Аллах) упоминает, что Пророк никогда не позволил себе ни одного неуважительного слова ни в его адрес, ни в обращении с другими членами этого молодежного сообщества. Он трудился для Пророка и взрослел, учась религии и наукам на примерах поступков и поведения Пророка. В свое время Анас был признан одним из лучших рассказчиков хадисов.

Пророк никогда не оставался безразличным к делам молодёжи своего времени. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение) призывает сподвижников приобрести знание по обучению чтению Корана от четырёх молодых сподвижников: Ибн Умму Абда, Муаз бин Джабала, Убаю Ибн Кааба и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы.

Пророк Мухаммед имел и других молодых спутников, которые тянулись к нему. Он часто шутил, называя Али ибн Аби Талиба «Абу Турааб» (отец пыли), за то, что тот спал на пыльной земле. Он также был хорошо знаком с его семьей, особенно его младшей дочерью Фатимой, и, как известно, при всех восхищался ею. Много раз, когда Фатима входила в комнату, где находился Пророк, он устремлялся к ней, брал ее за руки, целовал и провожал на место. Известно, что Фатима отвечала ему взаимностью. Но, насколько бы ни были светлыми и радостными отношения Пророка с молодыми людьми, он непрестанно готовил их к тому, чтобы они стали лидерами будущего.

Нет сомнений в том, что жена Пророка Аиша (да благословит его Аллах), занимала высокое положение уже в молодом возрасте, потому что она пережила своего мужа почти на полвека и стала учителем, каких до неё не знала история. И до наших дней мусульмане во всем мире читают её повествования и относятся к ней с высочайшим уважением как к одной из самых достопочтимых женщин ислама.

Другая жена Пророка Хафса (да благословит её Аллах), дочь Умара (да благословит его Аллах), была назначена хранительницей свитков Священного Корана, а это огромная ответственность для молодой женщины. Это доказывает, что хотя многие соратники Пророка во времена его жизни были подростками, они были готовы к зрелости.

Как добился этого Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)?

Али говорил, что молодые люди в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года нуждаются в дружбе, к ним нужно относиться как к друзьям.

Учим ли мы свою молодежь таким же образом? Заслуживаем ли мы доверие дружбой с ними, уважаем ли их мнение, помогаем ли им в трудностях как добрые друзья? Или мы продолжаем ругать их за ошибки, наказывать за незнание, относиться с высокомерием, игнорировать их, когда они нуждаются в помощи, оправдываясь тем, что это просто «подростки с их вечными проблемами»?

Сегодня молодёжь впитывает в себя все болезни нашего общества: наркотики, проституция, воровство, а всё начинается с прогулов школы, низкого уровня образования, от одержимости поп-культурой, а через неё желание денег, славы, доступных женщин. Чрезмерная подверженность мнению ровесников создаёт трудность молодому мусульманину оставаться верным исламским принципам.

Родители подростков, принадлежащие к религии Ислам, должны понимать, что процесс образования выходит далеко за стены школы. Молодежь, находившаяся рядом с Пророком, была постоянно в окружении добронравных взрослых кристальной честности. У взрослых молодые люди учились заключать торговые сделки по шариату, заниматься дааватом (призывом), учить неграмотных людей, выполнять работу по дому и т.д.

Неправильно отбирать у молодежи право принимать собственные решения, участвовать в жизни общества, учиться на примерах реальной жизни, открывать свои собственные интересы и черты, которые помогут преуспеть во взрослом мире.

Пророк также настойчиво наставлял молодых мусульман, уважал её взгляды, и разрешал молодым сопровождать его даже в самых опасных ситуациях. Молодежь, окружавшая пророка, занимала активную позицию в жизни мусульманского общества.

Сегодня родители не должны смотреть на подростков как на детей с какими-то странными гормональными выбросами.

Мусульманам из числа молодежи важно знать, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) относился к подросткам вокруг него: всегда готовый на похвалу за добрые дела и мягко предостерегающий против дурных поступков.

Принять ислам всей семьёй – непросто, особенно, если в семье есть взрослые дети, и здесь им важно показать, как ценят то, что они делают, способствовать развитию их индивидуальности, независимости и автономии в принятии решений.

Самый лучший вариант для семьи, которая пришла в ислам или начала соблюдать, это совместное и взаимное обучение родителей и детей на пути к тому, чтобы стать хорошими мусульманами. Даже если старшие дети решат не следовать примеру родителей в выборе веры, к ним все равно следует относиться с любовью и уважением в свете заповедей Сунны, потому что со временем они могут открыть для себя красоту веры, то, насколько важное место она отводит молодежи.

Пророк Мухаммед считал молодежь важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), ученых дискуссиях, как Али (да будет доволен и м Аллах); переговорах с другими народами, как Усама ибн Зайд (да будет доволен и м Аллах), возглавивший мусульманскую армию, в которой были и мужчины, годившиеся ему в деды, и пятнадцатилетние подростки.

Девушки тоже не были в стороне. Дочь Пророка Рукайя (да будет доволен ею Аллах) участвовала в организации первой хиджры в Абиссинию во время самых серьезных гонений на мусульман. Асма (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), рисковала жизнью, помогая Пророку(мир ему и благословение Всевышнего) и Абу Бакру, когда им пришлось покинуть Мекку. Ее могли убить, но непоколебимая решимость, основанная на любви к Аллаху и страхе перед ним, помогла ей выполнить ее долг и защитить Пророка и её отца, когда их преследовали курайшиты.

Узнавая ислам, человек меняет своё отношение к людям, и к старикам, и к детям, и к подросткам. Многие считают, что подростки слишком молоды, чтобы принимать собственные решения, поэтому их удел «наслаждаться жизнью», ходить на вечеринки, сплетничать о знаменитостях и т.д. На самом деле молодежь нужно поощрять к тому, чтобы они были сильными и активными членами общества. Сегодня молодёжь не знает трудностей, которые приходилось испытывать спутникам Пророка, но ей определенно известны искушения и внутренние противоречия.

Существует много способов сделать молодых людей активными участниками общины: им только нужна дружеская поддержка взрослых, которые хотят вырастить из них богобоязненных людей и не допустить, чтобы они попались в ловушку шайтана. И здесь нужно действовать в соответствии с Сунной. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда проявлял доброту и терпение к молодым, относился к ним с уважением, ценил их мнение, разрешал самостоятельно принимать решения.

Новым мусульманам также важно, чтобы их подростки могли обрести близких им по духу товарищей, независимо от возраста и культуры. Как только молодой мусульманин обретает ощущение принадлежности к исламу и умме, у него формируются правильные приоритеты, и он, Инша Аллах, сможет достичь настоящего счастья в обоих мирах.

Религия Ислам уделяет огромное внимание подрастающему поколению, так как его здоровье – это и есть здоровье общества. Всё зависит только от нас самих, изменяя себя и своё окружение, мы сможем достичь блага.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Билеты на учения его святейшества далай-ламы в риге
Солнечное затмение 26 февраля года начало
Суд - значение карты таро