Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Духовное просвещение в Российской империи второй половины XVIII века. Значение «духовное просвещение Другие замечательные монастыри

§ 7. Духовное просвещение

ХVIII век называют веком «просвещенного абсолютизма ». Преемники Петра I продолжали его политику развития просвещения. Не обойдена была вниманием правительства и духовная школа, которая до самого конца столетия оставалась становым хребтом народного образования в России.

Архиепископ Феофан (Прокопович), влияние которого в Синоде в правление Анны было почти неограниченным, не жалел усилий, чтобы как можно скорее осуществить программу перестройки духовного образования, намеченную в «Регламенте». В 1730-е годы в Духовных школах был введен более полный латинский курс по образцу Киевской Академии. Школы, сумевшие внедрить такой курс, получали название Семинарий, а оставшиеся с одним только славяно-русским обучением стали считаться низшими училищами.

К концу 30-х годов в России насчитывалось 17 семинарий, в царствование Елизаветы число их выросло до 26 . И обучалось в них уже около 6000 учащихся. Но полный курс, кроме двух академий, введен лишь в 8 семинариях: первой высший богословский класс открыла Харьковская Семинария, которую называли еще и коллегией, вслед за ней - Невская в Петербурге, Троицкая в Сергиевой Лавре, Казанская, Новгородская, Псковская, Тверская и Смоленская. В Тобольской, Рязанской и Нижегородской семинариях выпускники завершали обучение философским классом, в остальных - риторическим. Из неполных семинарий лучших учеников направляли доучиваться в академии и полные семинарии.

Главным недостатком семинарского образования оставался его схоластический, формальный характер, оторванность от приходской жизни, от храма. Преподавание велось на латинском языке. Много сил ученики тратили на заучивание латинских вокабул и штудирование латинской грамматики, от которой было мало проку выпускнику, когда он выходил на поприще пастырского служения. И все же эти бесконечные зубрежки не пропадали даром, они развивали и память, и устные, и умственные способности учеников, изучение латинской словесности расширяло их кругозор, основательное знание латинского языка открывало доступ к европейской богословской и светской науке.

Школьная дисциплина была весьма суровой. За провинности семинаристов секли розгами. И даже наставники не свободны были от телесных наказаний. Средства семинариям отпускались скудно и нерегулярно. Ректору часто не на что было починить полуразвалившиеся классы, общежития были тесными и холодными, не хватало дров для их отопления. Иногда из-за недостатка средств школы закрывались на неопределенный срок. Учителям выдавались нищенские жалования, а семинаристы, своекоштные и даже казеннокоштные, добывали себе пропитание уроками, перепиской бумаг, а то и подаяниями. В Киеве студенты зарабатывали гроши распеванием псалмов и кантов, произнесением «предиков» и декламацией виршей, разыгрыванием комедий.

В правление Екатерины II в школьном деле происходили важные перемены. В Семинариях было поколеблено господство латинского языка: больше внимания стали уделять преподаванию греческого, древнееврейского и новых языков. Расширился круг общеобразовательных дисциплин, вышедший за пределы классических тривиума и квадривиума: в учебные планы стали включать географию, историю, физику. Во всех семинариях были открыты высшие философский и богословский классы.

До середины ХVIII века богословие и философия преподавались в семинариях киевскими учителями, и в традициях Киевской Академии. Богословие изучали по конспектам Иоасафа (Кроковского), в которых сказывалось влияние Фомы Аквината и Беллармина. Философия преподавалась по польским учебникам, где все строилось на системе Аристотеля. Во второй половине века в преподавании философии произошел поворот от Аристотеля к новейшим немецким мыслителям Лейбницу и Вольфу. В богословских курсах католические влияния сменились засилием новой протестантствующей схоластики. Образцом для преподавателей стали служить киевские лекции Феофана (Прокоповича). В семинариях пользовались также компиляциями и конспектами, составленными по системам Буддея, Гергарда и других протестантских теологов. Георгий (Конисский) и Гавриил (Петров), впоследствии видные архипастыри, читали богословие в строго православном духе, но их лекции не были напечатаны и на первых порах не оказали заметного влияния на семинарское преподавание.

Для подготовки широко образованных учителей архиереи посылали семинаристов слушать лекции в открывшемся в 1755 году Московском университете. В 1788 году митрополит Гавриил преобразовал Невскую семинарию в Главную семинарию, которая стала готовить преподавателей для других Духовных школ. В Московской Академии и Троицкой Семинарии благодаря участию митрополита Платона уровень образования поднят был выше уровня Киевской Академии.

С усилением влияния ученых монахов великорусского происхождения было связано смягчение нравов в семинариях, новые ректоры и наставники стали поговаривать об отмене телесных наказаний. Во всяком случае применялись они реже прежнего. Улучшилось обеспечение семинарий. В 1784 году были введены новые и постоянные оклады для семинарий, хотя они по-прежнему оставались недостаточными. Ректорский оклад составлял тогда 300 рублей в год, учительские - от 30 до 150 рублей, а на содержание студентов Академии полагалось от 7 до 15 рублей.

Существенным недостатком духовного образования было отсутствие общей системы, единого руководства. Каждая семинария зависела исключительно от своего епархиального архиерея. Академии отличались от семинарий не столько учебными программами, сколько уровнем образования. Так же, как и семинарии, они включали все классы, начиная с низших.

Академии и семинарии были не только школами, в которых готовили пастырей, но и очагами богословской науки. Важнейшей богословской работой ХVIII века явилось исправление и новое издание славянской Библии, которое было исполнено научными силами Духовных школ. До середины столетия в употреблении было московское издание 1663 года, перепечатанное с Острожской Библии и ставшее большой редкостью. Мысль о переиздании новой исправленной славянской Библии принадлежала митрополиту Новгородскому Иову, который сам собирался приняться за этот великий труд.

В 1712 году Петр I поручил исправление Библии Ректору Московской Академии архимандриту Феофилакту (Лопатинскому) и иеромонаху Софронию (Лихуду) вместе со справщиками Печатного двора. Общее наблюдение за исправлением было возложено на митрополита Стефана. В основу своей работы справщики положили текст LХХ - Септуагинту, но они пользовались и другими греческими переводами, а также Вульгатой и Мазоретской редакцией. К 1720 году работа была закончена, но печатание исправленного текста задержалось надолго.

В 1735 году Синод постановил перенести печатание Библии из Москвы в Петербург, под смотрение архиепископа Феофана. Одновременно велено было заново пересмотреть труд прежних справщиков. В Петербурге исправлением славянской Библии занимался архимандрит Стефан (Калиновский), но с возведением его в сан епископа Псковского редакторская работа опять застопорилась.

В 1741 году Синод распорядился снова перенести печатание Библии в Москву. В Москве за исправление текста принялись префект Академии архимандрит Кирилл (Флоринский) и архимандрит Фаддей (Кокуйлович). К 1743 году труд их был завершен и Синод приступил к рассмотрению исправленного текста, но и само рассмотрение оказалось весьма сложным и кропотливым делом. Была образована особая комиссия, в которую включили иеромонаха Иакова (Блонницкого) и вызванных из Киева учеников великолепного знатока еврейского языка и священной филологии Симона (Тодорского) - иеромонахов Варлаама (Лящевского) и Гедеона (Слонимского). В рассмотрении текста Библии комиссия ближе всего сошлась с трудами первых справщиков во главе с архимандритом Феофилактом (Лопатинским). Книги Товит и Иудифь были заново переведены с греческого языка. Третью книгу Ездры исправили по Вульгате. Все исправления старого славянского текста были изложены в особой рукописной книге, а краткий обзор этих исправлений поместили в предисловии к Библии. В 1751 году исправленная славянская Библия была напечатана. В 1756, 1757 и 1759 годах последовали переиздания. В истории это издание получило название Елизаветинской Библии .

В 1720-1730 годы богословская мысль в России была сосредоточена на полемике вокруг «Камня веры» митрополита Стефана. Почитателю и ревностному защитнику богословских взглядов Местоблюстителя архиепископу Феофилакту (Лопатинскому) в этой полемике противостоял протестантствующий теолог архиепископ Феофан. Спор закончился для святителя Феофилакта тюремными узами. Его противник восторжествовал в борьбе за церковную власть, стал одним из всесильных временщиков и подручным Бирона. Но в Духовной школе, несмотря на эту его победу, вплоть до середины века преобладало направление оппонентов Феофана.

Перелом произошел во второй половине века, когда богословская система Феофана стала вытеснять влияние латинизированной школы. К последователям Феофана принадлежали ректор Московской Академии архимандрит Феофилакт (Горский), впоследствии епископ Коломенский, митрополит Киевский Самуил (Миславский). По Феофану составлен был вышедший в 1802 году на латинском языке «Компендий богословия» ректора Киевской Академии Иринея (Фальковского), который современники считали лучшим руководством по богословию.

В экзегетике незаурядным явлением стали толкования на отдельные библейские книги митрополита Гавриила (Петрова). По своему времени замечательным справочником была «Симфония» на Священное Писание, составленная иеродиаконами Германом и Модестом (1773 г.). Классическим руководством по пастырскому богословию стала «Книга о должностях пресвитеров приходских», написанная епископом Смоленским Парфением и архиепископом Георгием (Конисским) и изданная впервые в 1776 году. По этой «книге» готовили себя к пастырскому служению воспитанники духовных школ не только ХVIII, но и XIX века. Архиепископ Георгий (Конисский) был также известным ученым в области церковной истории. Он великолепно знал церковную и гражданскую историю родного ему западно-русского края. В конце века появились первые исторические труды Евгения (Болховитинова), ставшего впоследствии митрополитом Киевским.

Совершенно особое место в духовной литературе эпохи занимали творения святителя Тихона Задонского , который в век засилия инославных влияний, в век школьного богословия, с характерной для него искусственной книжной схоластикой, был верным выразителем святоотеческой традиции опытного и живого аскетического богословия.

Среди деятелей церковного просвещения одной из самых ярких личностей в екатерининскую пору был митрополит Московский Платон (Левшин). Родился он в 1737 году в семье дьячка из подмосковного села. Блестяще окончив Московскую Академию в 1758 году, он стал учителем риторики в Троицкой Академии. После принятия пострига и рукоположения в сан иеромонаха был назначен ректором Семинарии. О годах, проведенных в стенах древней Лавры, митрополит Платон вспоминал как о лучшей поре своей жизни.

Его связывала здесь тесная дружба со столь непохожим на него по складу ума и характера наместником Лавры архимандритом Гавриилом (Петровым), впоследствии, как и он, удостоившимся сана митрополита. Отец Гавриил был молчалив, сдержан, задумчив, суров к себе и требователен к другим, а его друг отличался живым, впечатлительным характером, общительностью и остроумием.

Редкий проповеднический дар молодого монаха сделал его имя известным всей Москве. Когда Троице-Сергиеву Лавру посетила Екатерина II, с приветствием к ней обратился ректор Семинарии. Его слово поразило императрицу высоким ораторским искусством. Екатерина спросила проповедника, зачем он пошел в монахи. «По особой любви к просвещению», - ответил Платон. «Но разве нельзя в мире пещись о просвещении своем?» - удивилась Екатерина. «Можно, но не столь удобно, имея жену, детей и окруженному суетою мирскою».

Ответ понравился царице, и она пригласила отца Платона в Петербург, назначив его законоучителем наследника и придворным проповедником. В 1766 году архимандрит Платон был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а еще через два года возведен в сан епископа и введен в состав Синода. В 1775 году преосвященный Платон переведен с Тверской на Московскую кафедру, а в 1787 году возведен в сан митрополита.

Произносимые им проповеди и речи производили одинаково сильное впечатление и на благочестивых простолюдинов, и на светское общество, и на ученых. На благодарственном молебне в Петропавловском соборе по случаю победы под Чесмой архипастырь произнес слово, в конце которого сошел с солеи, подошел к гробнице Петра Великого и обратился к нему с патетическим призывом: «Встань теперь, великий монарх, Отечества нашего отец». Впечатление, произведенное этим словом и, особенно, эффектным ораторским приемом, было настолько живым и сильным, что насмешливый граф К. Г. Разумовский с юмором шепнул своему соседу: «Чого вин его кличе? Як встане, то всих нас достане!» Это слово по приказанию Екатерины было переведено на иностранные языки и сделано имя преосвященного Платона известным в Европе.

Святителю нередко приходилось встречаться с приезжавшими в Петербург европейскими знаменитостями. И беседуя с ними, он проявлял великолепную эрудицию и редкое остроумие. Знаменита его беседа с энциклопедистом Дидро. Известный атеист сказал собеседнику:

Знаете ли, отец святой, философ Дидро говорит, что нет Бога.

Это ещё и прежде него сказано, - спокойно заметил митрополит.

Когда и кем? - изумился французский гость.

Давид сказал: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. А вы то же говорите устами».

Остроумный и мудрый ответ святителя привел в замешательство философа, и тот, как говорят, обнял архипастыря.

Жизнь вблизи двора не погасила искреннего и сердечного благочестия митрополита Платона. Он свято хранил иноческие обеты и был покровителем монашества. Мудрый архипастырь много трудов положил на устроение православных монастырей в своей епархии. Им был основан Лаврский скит в Вифании. Покровительствуя монашеству, святитель вынужден бывал часто сталкиваться с чрезвычайно влиятельным духовником Екатерины и недругом монахов протоиереем Иоанном Памфиловым, тем самым вызывая раздражение и недовольство императрицы. Не трепетал он и пред скорым на гнев и опалу императором Павлом. При коронации Павла митрополит остановил царя, хотевшего войти в алтарь со шпагой на боку словами: «Здесь приносится бескровная Жертва. Отыми, благочестивый государь, меч от бедра твоего». И царь послушался иерарха, который некогда был его законоучителем. Последние годы жизни престарелый архипастырь провел в родной Вифанской обители. На его долю выпало пережить 1812 год в конце которого, дождавшись изгнания французов из Москвы, он мирно скончался.

Митрополита Платона недаром называли «Петром Могилой Московской Академии». При нем Спасская Академия и Троицкая Семинария переживали подлинный расцвет. Его содействием под Москвой была устроена еще одна - Вифанская Семинария . Святитель много заботился о том, чтобы поднять культурный уровень духовенства. Он хотел, чтобы духовный чин в России стоял на вершине европейской культуры.

Митрополит Платон занял прочное место и в истории русской богословской науки. Среди многих его сочинений особенно значительны «Сокращенная христианская богословия», изданная в 1765 году, три Катехизиса - для детей, для народа и для священнослужителей, а также «Краткая российская церковная история» (1805 г.). В богословских воззрениях митрополита Платона историки обнаруживали характерный для его эпохи перевес нравственно-практического учения над догматикой - так называемый «моралистический уклон». Его Катехизисы упрекали в расплывчатости догматических, и особенно, эклезиологических определений, связанной с влиянием лютеранского пиетизма. Упреки эти справедливы. Но сердечность богословской мысли митрополита Платона, его искреннее благочестие, его стремление сблизить богословие с жизнью, наконец, естественный и выразительный язык его сочинений делают их замечательными памятниками отечественной духовной литературы.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

автора Муссолини Бенито

Из книги Доктрина фашизма автора Муссолини Бенито

2. Духовное понятие жизни Таким образом, фашизм не понять во многих его практических проявлениях, как партийную организацию, как воспитательную систему, как дисциплину, если не рассматривать его в свете общего понимания жизни, т. е. понимания духовного . Мир для фашизма

Из книги Политическая биография Сталина. Том 1. автора Капченко Николай Иванович

3. Горийское духовное училище Как явствует из сохранившихся архивных документов, подтвержденных также и в биографической хронике, содержащейся в официальном издании сочинений Сталина, Иосиф Джугашвили был принят в Горийское духовное училище в сентябре 1888 года. В связи

Из книги Петр I. Начало преобразований. 1682–1699 гг. автора Коллектив авторов

Духовное просвещение Для подавляющего большинства православных россиян духовное напутствие священников и церковных иерархов оставалось безусловным руководством к действию в повседневной жизни. Петр получил в детстве классическое церковное воспитание и потому знал

Из книги Каббала в контексте истории и современности автора Лайтман Михаэль

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Духовное порабощение Военное завоевание сопровождалось духовным порабощением народа майя. Первыми на Юкатан прибыли францисканцы, за ними последовали иезуиты. В Чьяпасе и Гватемале действовали главным образом доминиканцы и в меньшей мере иезуиты. Между монахами и

автора Цыпин Владислав

§ 4. Духовное просвещение Одной из главных забот Петра I было насаждение в России европейского просвещения. Много усилий потратил он на заведение школ, которые готовили знающих людей для армии и флота, для горного дела и строительства крепостей. Но светские училища и по

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

§ 8. Духовное образование в XIX веке В начале XIX столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании Духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на

Из книги Рыцари Нового Света [с иллюстрациями] автора Кофман Андрей Федорович

Духовное наследие Реконкисты Реконкиста не была непрерывной войной и нескончаемым ожесточенным противостоянием - будь оно так, не пришлось бы говорить о проникновении арабской культуры в христианскую. Военные набеги сменялись иногда длительными периодами мира,

автора Макарий Митрополит

Глава III Духовное просвещение, учение и письменность Древняя наша летопись не упоминает нигде об училищах в России при детях и внуках великого князя Ярослава, но, вероятно, училища продолжали существовать у нас в том виде, как они заведены равноапостольным Владимиром и

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Глава IV Духовное просвещение, учение и письменность I. Общий взгляд на состояние просвящения в Русской Церкви Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы

Из книги Славянский фрактал автора Бородин Сергей Алексеевич

8. Духовное братство Каждому человеку, каким бы затворником он ни был, для полноценной психической деятельности необходима атмосфера единения с духовно близкими людьми. Передовые исследования психологов позволяют утверждать достаточно парадоксальную вещь: только

Из книги Украина. Сон разума автора Калинина Асия

1. Духовное и материальное В этой книге я хочу наглядно показать, что когда что-то происходит на материальном уровне, у него есть духовные причины. Банально сегодня просто обвинять и клеймить людей, совершающих беззакония. Они преступники, но сектантская атмосфера

Из книги Гипноз и «чудесные исцеления» автора Рожнова Мария Александровна

«То-то пивушко духовное» Во главу угла своих вероучений все секты ставят мистическое стремление любой ценой добиться ощутимого для верующих общения с богом, с духовным началом.Наиболее ярко это можно проиллюстрировать на сектах хлыстов и пятидесятников, или, как они

Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов

1.10 Семья и «духовное» здоровье «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» - так называется Глава X «концепции РПЦ». Начинается эта Глава с напоминания о сотворении Богом мужчин и женщин: «Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого

25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова под председательством декана социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова состоялся .

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас:

потому что тьма проходит и истинный свет уже светит (1 Ин. 2:8)

Просвещение образованных, образование просвещенных

Духовное просвещение - деятельность, направленная на восстановление межпоколенческой связи, а также сама эта связь (конфессионально-цивилизационный код), основанная на многовековых традициях и, соответственно, на той культурообразующей конфессии, которая формирует и «задает» иерархию ценностей. Верность цивилизационной традиции позволяет народам, с одной стороны, сохранять идентичность и свой культурно-исторический тип («живые корни»), а, с другой стороны, подняться над узко-этническим горизонтом. Эти особенности отличают духовное просвещение от сложившейся в секуляризированном обществе системы просвещения, восходящей к эпохе, названной в силу многих причин этим же словом. Обе «версии» просвещения сосуществуют и оказывают решающее воздействие не только на выбор образовательных стратегий (при этом системы просвещения по ряду позиций отличаются от систем образования), но и на характер стратегического планирования и прогнозирования в сфере внутренней и внешней политики.

«Совпадение» понятий, обозначающих различные взгляды на просвещение, было похоже на кражу ценностей, поскольку именно эпоха Просвещения сделала предметом культа идеалы моноцивилизационного, а, следовательно, «надконфессионального» или откровенно антиклерикального развития (прогресса), европоцентричного по своей сути. При этом почти все версии поступательного движения или «деградирующего прогресса» (ницшеанский или фрейдистский подходы, к примеру) - «линейные», «волновые» или «эволюционно-спиралевидные» - столь же трудно совместимы с ценностями христианства, как христианское понимание свободы и любви с реалиями «свободной любви». В жертву этим «общечеловеческим» идеалам и «великим учениям» (мировым идеологиям), легализовавшим разрыв с конфессионально-цивилизационной основой развития, были принесены исторически связанные между собой традиционные формы самоидентификации - конфессиональной (цивилизационной) и этнокультурной. Таким образом, сложившаяся система просвещения и образования не поднимает народ над родовым чувством, а разрывает его связь с культурными традициями, что делает возможным свободное и неконтролируемое политическое и геополитическое конструирование «нового мира», не только оформляющегося (глобальные тренды), но и уже институционализированного. Общий вывод - востребованность развития системы духовного просвещения, восполняющего «тематические пустоты» в образовании и неустранимые «издержки прогресса» - индоктринальную зависимость масс, чрезмерные политические и экологические риски.

Здесь возникает несколько вопросов, связанных с тем, как следует понимать систему духовного просвещения, которую мы должны общими усилиями создать в ближайшие годы. Для того чтобы ответить на эти вопросы, отметим только несколько свойств, характеристик системы просвещения.

Первая - совершенно добровольный характер просвещения, что, собственно, и отличает его от системы образования - начального и общего, профессионального и высшего. Образовательная система всегда связана с «обязаловкой», ограничена жестким планом, контролем за «объемом образовательных услуг» и соответствующей отчетностью. То, что хорошо для образования, гибельно для просвещения, где все делается не в силу внешних обязательств, а только и исключительно по внутренней потребности. По этой причине, к примеру, едва ли не главным союзником духовного просвещения становится искусство кино - художественного и документального, которое почти всегда смотрится несколько искусственно, когда его включают в чисто образовательные проекты. Свидетельством может служить ежегодный фестиваль «Лучезарный ангел». В системе духовного просвещения кино чувствует себя, как дома, поскольку само искусство в его лучших проявлениях и формах строится на чисто добровольной основе: человек волен смотреть или не смотреть. В этом отношении оно ненасильственно по своей природе. Разумеется, сказанное никоим образом нельзя отнести к искусству, культивирующему пороки и потому обретающему силу духовного наркотика, «дури». Именно здесь проходит, видимо, граница добра и зла.

Вторая дополняющая и компенсационная функции , позволяющие восполнить неизбежные пустоты, прежде всего в сфере гуманитарного знания и духовной культуры, неизбежно возникающие в процессе образования на всех его ступенях, что особенно четко проявляется по мере специализации. Система духовного просвещения, которая в любом случае хотя бы частично накладывается на систему народного образования, призвана не только расширить спектр школьных или вузовских дисциплин, интересов, культурных ориентиров, но и изменить сам уровень духовных запросов человека.

Третья характеристика системы духовного просвещения - ее способность замещать отсутствующее или дефицитное общее или специальное образование, если оно недоступно по каким-либо причинам - будь то социальное неравенство, нищета, обычная леность души и ума.

Эту характеристику можно дополнить четвертой - реабилитационной , которая становится наиважнейшей, если речь идет об отдельных личностях и целых социальных группах, добровольно или условно-добровольно преодолевающих собственные пороки. Сегодня все наше общество нуждается и в такой реабилитации.

И наконец, последняя, пятая и основная особенность системы духовного просвещения - присущая ей миссионерская функция, которую можно толковать и в широком, светском понимании этого слова, и в узком смысле - богословско-религиозном (все знают: путь к спасению - узкий и тесный, но единственно возможный). Здесь все зависит от понимания миссии - и как высшей цели в иерархии целей, и как основной функции, и как высшего призвания, и как служения. В этом последнем, но самом высоком понимании имеют право на признание и религиозно-миссионерское искусство во всем многообразии жанров, и его организованная поддержка, в том числе со стороны государства и гражданского общества.

Идеология и просвещение, планирование и служение

Российское общество, освобожденное от идеологической зависимости («единственно верного учения»), которая искусственно поддерживалась в течение десятилетий хорошо отлаженной системой советского «политпросвета», остро нуждается в создании новой системы просвещения, способной восполнить зияющие пустоты и, прежде всего, пробелы в духовной культуре, в знаниях и мировосприятии, ибо свято место пусто не бывает. А таких пустот, заполняемых сегодня откровенными нечистотами, в том числе «образовательными услугами», не имеющими отношения ни к просвещению (тот же «секспросвет» детей), ни к познанию мира (учебники новейшей истории), ни к воспитанию души (от дозированной адаптации русской культуры до ЕГЭ), эпоха воинствующего атеизма и сменивший ее «переходный период» оставили немало. Почему же не заметно даже робких попыток исправить ситуацию? Ответ лежит на поверхности: институты незрелого гражданского общества и коррумпированная государственная машина демонстрируют неспособность определиться с тем, чему должна служить система народного просвещения в современной России, поскольку неясны перспективы развития страны, основные цели ее реформирования.

К тому же в настоящее время либо основательно утрачены навыки в области стратегического планирования и прогнозирования, либо «новая элита» просто не заинтересована в подобной деятельности, несовместимой с принципом интенсивной распродажи невосполнимых природных ресурсов и получением «коротких денег». Прозрачная долгосрочная стратегия предполагает столь же прозрачный контроль за денежными потоками и персонализированную ответственность за средне- и долгосрочные последствия принимаемых решений. Дело усугубляется и системным кризисом, в результате которого во всем мире сворачиваются многие социальные гарантии и долгосрочные проекты.

Таким образом, вместе с водой в очередной раз вылили и ребенка. Разрушив идеологически зафрахтованную, но эффективную и вполне жизнеспособную систему народного просвещения, которая не только распространяла сомнительные идеологемы, но и делала доступными для всех слоев общества научные знания по широкому кругу дисциплин естественнонаучного и гуманитарного профиля, мы не создали ничего иного, что могло бы остановить тотальное размывание культуры. Сама же система образования, а точнее, «образовательных услуг», переживающая перманентные реформы без ясной конечной цели (отсутствие общенациональной стратегии «обесцеливает» и обесценивает все отраслевые стратегии), в принципе не способна выполнять ту роль, которая отводится системе просвещения.

Единственной силой, способной вдохнуть жизнь в масштабный общероссийский просветительский проект, может стать Русская православная церковь, сохранившая смысл и дух просвещенческой деятельности. Но, говоря о потребности в духовном просвещении народа и о том, чем оно отличается от идеалов эпохи Просвещения или той государственной системы просвещения, которая функционировала в СССР, следует помнить о том, насколько незаметно происходит иногда подмена понятий, смыслов, ценностей. Просвещение, творимое людьми, как известно, может не только нести «свет к просвещению язычников» (Лк 2:32), но и стать источником тьмы, если сами просветители забыли о Том, Кто творит свет и образует тьму. И «горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою» (Ис 5:20).

Ценностные ориентиры, которыми руководствуются отдельные люди, социальные, профессиональные и возрастные группы, малочисленные народности и великие народы, давшие свои имена мировым цивилизациям, могут не совпадать по отдельным параметрам, а в ряде случаях демонстрировать явную несовместимость. Последняя характеристика вызывает большие и небезосновательные опасения, поскольку служит существенным криминогенным фактором и провоцирует перерождение социальных рисков в риски политические, перерастание незначительных бытовых конфликтов в межэтнические столкновения с вовлечением многих государств, что в свою очередь порождает межконфессиональную рознь и провоцирует «цивилизационные войны». К сожалению, мало кто замечает глубинные причины такого рода инверсий, так как уже произошедшие конфликты и войны, уже имеющие этническую или конфессиональную окраску, служат надежным средством маскировки для тех групповых интересов и связанных с ними политических стратегий и проектов, которые, как правило, и лежат в основе политической дестабилизации.

Заметить и выявить подлинные механизмы разрушения социального мира можно, обратив внимание на тот факт, что этническая вражда проявляется тем острее, чем глубже становится зависимость массового сознания от мировых политических идеологий - так называемых «великих учений». Внешне эти учения действительно связаны с великими философскими теориями (от обезличенных направлений и течений - либерализма, социализма или национализма до «именных» доктрин и школ, того же марксизма, социал-дарвинизма или ницшеанства), но сама эта связь иллюзорна. Если «базовые» теории, давшие свои имена политическим доктринам, рассчитаны на критическое восприятие со стороны научного сообщества, то политические идеологии - на профанов (в хорошем смысле этого слова, который открывается, когда мы вспоминаем, что «специалист подобен флюсу»). Цель и суть политических идеологий, закрепленных в форме доктрин, - не служение истине, а тотальная индоктринация миллионов, то есть внедрение доктрин в сознание и подсознание. Именно политические идеологии разделяют человеческое общество по живому, разрушая не только традиционные основы этнокультурной и гражданской идентичности, но и складывавшиеся тысячелетиями конфессиональные пространства - фундамент многоцивилизационного мира.

Возникает закономерный вопрос: насколько жизнеспособны политические идеологии, и есть ли необходимость их совершенствовать или видоизменять, изобретать новые и новые доктрины, претендующие на эту роль? Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, выступая 6 декабря 2010 года на встрече в Краснодаре, «Иногда говорят, что страна не может жить без идеологии, что непременно нужна идеология. Я задал себе вопрос: так ли это? И подумал - это неправда. Идеология живет в течение трех, максимум четырех поколений людей. Ни одна идеология, которая существовала в мире, не выдерживала больше этого срока». И это действительно так: распространение идеологий (индоктринация) порождает иллюзии, в том числе иллюзию обладания вечной истиной или знанием неких неизменных и объективных законов развития. На основании такого «открытия» одни строят этические теории, призванные обосновать «общечеловеческие ценности», идущие якобы на смену религиозным доктринам, разделяющим мир на «верных» и неверных». Другие используют «сходство» для сколачивания политических коалиций «единомышленников» (примером служат широко распространенные в мире идейные течения «христиан-марксистов»). Многие говорят о том, что ценности разных культур и эпох если и не совпадают, то имеют несомненной сходство, ссылаясь, например, на мнимое совпадение «кодекса строителя коммунизма» с христианскими заповедями.

Что стоит за такой позицией и есть ли в ней хотя бы малая доля правды? Для того чтобы ответить на этот вопрос, можно воспользоваться образом перевернутой пирамиды (пирамиды ценностей), которая состоит почти из такого же набора элементов, что и пирамида-эталон. Разница лишь в том, что высшая точка перевернутой пирамиды - преходящие интересы или откровенный культ мамоны, а ее основанием стала бывшая вершина - признание воли Божией и поклонение Творцу. Причем эта «бывшая вершина» стесана таким образом, чтобы сохранить хоть какую-нибудь устойчивость. Бог поругаем не бывает, но те, кто допускает разрушение иерархии, не могут рассчитывать на спасение. К слову, так называемая концепция устойчивого развития, которая рассматривается едва ли не как основная политическая формула мировой интеграции и более того - как спасительная доктрина для человечества, является не чем иным, как попыткой создать систему подпорок для перевернутой пирамиды. Такие попытки могут лишь задержать крушение: зачем надо было бы искать устойчивости там, где она есть? Естественно, что человеческий мир, в котором нет места ни для высших ценностей, ни для учителей, которые их приносят в мир, обречен: «Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мф. 10: 11).

Что же касается мнимого совпадения «кодекса» и заповедей, всего грандиозного советского опыта по построению спасительного града на земле, но без Божия участия, то причина относительно продолжительного существования подобной идеологии не должна вызывать сомнений. Чтобы пояснить эту мысль, лучше всего продолжить цитату, которую мы привели выше, взятую из выступления Предстоятеля Русской православной церкви. По словам Его Святейшества, «Самая сильная идеология была в нашей стране. Почему она была сильной? Почему она выжила три поколения, а другая идеология в Германии - только одно? Потому что идеология, которая существовала в нашей стране, эксплуатировала христианскую идею. Люди оставались верующими... не потому что они посещали храмы - они не могли их посещать, в духовном смысле они были загнаны в подполье. Но они сохраняли систему ценностей, сформированную в Православии.... Что такого было в атеистической идеологии, что могло бы заставить человека идти навстречу пулям или отдать свою жизнь на прокладке железной дороги? Да ничего, потому что атеистическая идеология не верит в будущую жизнь, а значит, всякий призыв отдать свою жизнь бессмыслен, потому что жизнь одна. И каждый может ответить - да пойдите прочь с вашей идеологией, я один раз живу, я хочу любить, иметь семью, я хочу иметь дом, комфорт. Как вы можете вдохновить человека на то, чтобы встать и идти в атаку, если за гробом нет ничего? А ведь люди шли. И не только потому, что стояли загранотряды за спиной, но шли и по совести. В людях генетически работала христианская нравственная идея. А идеологии не живут. Нам не нужно больше никакой идеологии. У нашего народа есть сильная, ясная христианская система ценностей».

Сама идея просвещения в руках радикально настроенных политиков с неизбежностью превращается из духовной потребности христианского служения в нечто прямо противоположное - и по духу, и по содержанию, вплоть до зарождения разрушительных ересей и прямого отрицания христианского вероучения. В этом случае просветителями движет не вера во всемогущество знаний, а страх пред непознанной стихией, проистекающий из неверия. По определению М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно, по своей сути «Просвещение - тоталитарно.... Абстракция, инструмент Просвещения, относится к своим объектам подобно року, понятие которого ею искореняется», а само Просвещение - не что иное, как «ставший радикальным мифологический страх». Его суть сводится не столько к гордыне человеческого разума, сколько к попытке любой ценой поработить природу, поскольку «Просвещение выжигает даже последние остатки чувства собственного достоинства.... Единственно, чему хотят научиться люди у природы, так это тому, как ее использовать, чтобы полностью поработить и ее, и человека. Ничто иное не имеет значения».

Просветительский энтузиазм не только вылился в движение по высвобождению науки и образования из традиционных «пут» - институтов, созданных в традиционном обществе, где сохранялась иерархия ценностей, основанная на верховенстве Божественной воли и соединяющая человека с Богом, но и был низведен до выработки политических проектов, в том числе глобальных. Таким образом, возник водораздел между просвещением, связующим поколения христиан («соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» - 1 Коринф. 6:17) к попыткам разорвать связь времен, перевернуть систему ценностей таким образом, чтобы в ней не осталось места ни для Спасителя, ни для его апостолов-просветителей.

Эта эволюция началась уже с того момента, как зародились первые кружки и общества интеллектуалов, заявивших о своем праве изменить социальный мир до основания - не считаясь с «предубеждениями» и в соответствии со своими представлениями о всемогуществе человеческого разума. Учитывая, что почти у каждого мыслителя-преобразователя всегда был свой проект мирового переустройства и своя «группа поддержки» - сообщество адептов, толкователей и тех, кто самого мыслителя рассматривал как подходящий «проект» для достижения собственных целей, не было и не могло быть никакого устойчивого единства в рядах просветителей и «просвещенцев». В этом смысле эпоха Просвещения - не столько эпоха в истории развития человечества, которую обычно связывают с Французской революцией, изменившей политическую жизнь Европы и предопределившей дальнейшее разрушение традиционных политических ситем, сколько позднейшие интерпретации истории, сменяемые друг друга опыты ее реконструкции, за которыми стоит желание присвоить идею просвещения, связав ее с новыми реалиями.

Именно об этом пишет Дж. Рикуперати. По его мнению, Просвещение в своем разнообразии и целостности не совпадает ни с интеллектуальными, ни с культурными истоками Французской революции: «Этот европейский универсальный феномен, приспосабливавшийся к различным временным и культурным обстоятельствам, стал, скорее, жертвой, чем очагом распространения революционных моделей. Конечно, Революция позаимствовала у философов идеологический материал, но использовала его опосредованно, изменив все то, что было в нем общим и универсальным. Открытой остается проблема, присущая всем подходам, которые пытаются определить черты какой-либо эпохи, сравнивая ее с предшествующими или последующими эпохами, - проблема историографической реконструкции Просвещения. Сначала ее разработкой занялась сама Революция, следом - ее враги. Затем на защиту Просвещения встали идеологи . Реставрация дистанцировалась от него, хотя и не в полной мере, а Третья Республика, напротив, солидаризировалась с ним. В 1930-е годы перед лицом нацистской угрозы была проведена философская реконструкция Просвещения». Если продолжать список «реконструкций», то он будет длинным, и особое место в нем займет, как уже говорилось, отечественный опыт...

В заключении можно сделать один вывод: наступает время, благоприятное для создания единой государственно-церковной системы народного просвещения в России и отчасти на так называемом «постсоветском пространстве», поскольку церковь невозможно отделить от народа, а отделение от государства чревато многими рисками социального и политического характера. Но главная угроза, о которой следует помнить - возможность полного разрыва преемственности поколений и той конфессионально-цивилизационной идентичности России, которая позволяла ей в годины испытаний сохранять свою целостность и культурное многообразие.

, доктор философских наук, профессор кафедры философии политики и права МГУ им. М.В. Ломоносова

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. "Медиум" "Ювента". М., СПб., 1997.С. 20, 28, 31, 18.

Рикуперати Джузеппе. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 30.

Русская Философия. Энциклопедия

Духовное просвещение

совокупный процесс внутренней и внешней деятельности людей, нацеленных на утверждение в жизни христианских начал. Двуединый процесс "просветления" буквой и духом Священного писания был впервые осмыслен на рус. земле в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона, принципиально различавшего внешне-буквалистский и внутренне-духовный моменты Д. п. в образах "рабской Агари" и "свободной Сарры", за к-рыми скрывалась соответственно "языческая" и христианская мудрость. Тем самым было подчеркнуто превосходство сугубо внутреннего, собственно Д. п. человеческого разума на пути его "обновления". Утвердилась духовная (просветительская) возможность существования рус. христианской философии (Зеньковский), и ее начали постепенно реализовывать др. мыслители Киевской Руси. Так, Кирилл Туровский и Климент Смолятич приступили к осмыслению нравственных аспектов христианской философии. В результате выявилась связь между внешне-буквалистским или "законническим" уровнем Д. п. и внешне-индивидуальным поведением человека. Отечественные сторонники исихазма сделали упор на собственно духовную сторону просвещения, углубив онтологическую "идею конкретности" (Н. О. Лосскии) рус. православной философии. По мере усиления социокультурной роли монастырей стала складываться и внешне-церковная деятельность в рамках Д. п., к-рая предполагала проповедническое обращение духовных пастырей к мирянам, что наиболее ярко было продемонстрировано Иосифом Волоцким. Главным условием успеха такой деятельности считался прежде всего внешне-индивидуальный пример проповедников. Отсюда проистекали "законнические", порой жесткие требования Иосифа Волоцкого к монахам. Подчеркивая значимость строгого соблюдения "буквы" Священного писания, а также православных обрядов в деле церковного просвещения, он невольно способствовал усилению "буквализма" и "обрядо-верия" в Московской Руси. К тому же определенная приверженность к пустым формам со стороны отечественных иереев усугубилась их папистскими притязаниями, подкрепляемыми экономическим могуществом монастырей. Так что Петру I при осуществлении своей конфессиональной реформы пришлось иметь дело с агрессивным "омертвлением русской жизни, душа которой отлетела" (Федотов). Органический синтез всех сторон Д. п.: внешне-церковной, внешне-индивидуальной, внешне-буквалистской и собственно духовной попытался осуществить в своей деятельности митрополит Московский Платон, как бы ознаменовав собой единство внутреннего (святоотеческого - исихастного) и внешнего (иосифлянского) уровня Д. п. Однако в условиях его идеологизации, наметившейся уже в нач. XIX в., когда православные иереи стали откровенно переходить на верноподданнические позиции и тем самым вновь абсолютизировать пусть не оппозиционные, как во времена патриарха Никона, но сугубо политические взгляды, наступил очевидный кризис внешних аспектов Д. п., или "духовной власти" (В. С. Соловьев). Большую роль здесь сыграл и рост просветительской деятельности революционной интеллигенции с ее взысканием "грядущего царства правды" (Булгаков). Что же касается внутренней духовной стороны христианского просвещения, то оно в отрыве от своих внешних форм стало неизбежно терять свой религиозный характер и выражаться в чисто мистических или платонических взглядах рус. мыслителей с их ориентацией на аскетическое видение самого Христа либо определенное познание истинно Сущего в противовес православной - неопределенной - мистике света. Тем самым в России произошел раскол Д. п., не преодоленный до сих пор.

Церковная политика Екатерины II предусматривала реформирование системы духовного образования. Главная задача в этой области заключалась в повышении качественного уровня подготовки к служению будущего духовенства.

В именном указе от 29 ноября 1762 года Екатерина II отмечала проблему недостаточного уровня образованности приходского духовенства, а также материального содержания семинарий. Критике императрицы подвергались педагогическая практика в духовных школах, а также уровень знаний учеников семинарий по церковной и гражданской истории Львова А. Г. Реформирование системы духовных школ России в 60-80-е годы XVIII века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - Вып. 74. - С. 181. .

Одним из мероприятий, направленных на преобразование семинарий, было создание Комиссии «об учреждении полез-нейших духовных училищ в епархиях». В ее состав входили тверской епископ Гав-риил (Петров), псковский епископ Иннокентий (Нечаев) и иеромонах Троице-Сергиевой лавры Платон (Левшин). Комиссия планировала преобразовать содержательную линию и последовательность в учебных программах Фроловский Г. В. Пути русского богословия. - М., 2009. - С. 144-145..

Семинарии должны были быть разделены на две категории: высшие, которые находились в Петербурге, Новгороде, Казани, Ярославле, и все остальные - низшие.

В каждой епархии предполагалось создать по 3-4 гимназии. Здесь к поступлению в низшие семинарии могли готовиться дети духовенства.

Для учеников гимназий назначался курс обучения чтению, чистописанию, пению. В низших семинариях преподавались дисциплины низших классов: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика. В Новгороде предполагалось открыть высшую семинарию, курс которой включал немецкий и французский языки, геометрию, физику, полемическое богословие и толкование Священного Писания Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. - Петроград, 1917. - Вып. 1. - С. 86..

Проект был представлен Екатерине II, но не был утвержден полностью. Императрицей снова была назначена комиссия для составления плана по реформированию духовного образования. В ней принимали участие секретарь императрицы Г. Н. Теплов и обер-прокурор Синода И. И. Мелиссино. Он занимался составлением «семинарского регламента» Львова А. Г. Указ. соч. - С. 181..

В 1766 году в Оксфорд, Геттинген и Лейден для получения образования по европейскому образцу были направлены 12 студентов. Целью поездки стало привлечение в семинарии всесторонне образованных преподавателей.

20 февраля 1766 года Екатерина II отправила письмо Гавриилу (Петрову), в котором предлагала начать реформирование духовного образования совместно с Платоном (Левшиным): «Преосвященный Владыко! Мы Вам чрез сие рекомендуем потрудиться обще с Преосвященным вселюбезнейшаго нашего сына учителем Платоном об учреждении полезнейших духовных училищ в епархиях…» Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария. Наставники и учителя. - Великий Новгород, 2008. - С. 23. Проект, составленный Комиссией о духовных училищах, в последующем был одобрен императрицей.

Во второй половине XVIII века произошли значительные изменения в качестве учебных программ в семинариях. Критике подлежало недостаточное изучение текста Священного Писания и церковной истории. Возникла потребность в систематическом изучении библейского текста, в его истолковании применительно к современным теоретическим и практическим вопросам. Это направление активно развивал московский митрополит Платон. Мероприятия, предпринятые им в богословском образовании, способствовали более широкому спектру знаний у учеников семинарий. Прежде всего, был сделан акцент на изучении библейского текста. Более глубоким прочтение становилось посредством толкований, а также при знании древнегреческого языка, а в некоторых случаях, при овладении восточными языками. Платон (Левшин) усилил изучение Священного Писания с акцентом на толкование «смысла духовного и таинственного» Вопреки веку Просвещения… - С. 480-481.. Учебный план видоизменялся в связи с введением новых учебных дисциплин. В семинариях распространялось преподавание канонического права, церковного пения, пасхалии, мифологии, медицины, церковной и российской истории, истории философии. Также с курсом обучения Платона (Левшина) в Москве началось обучение французскому, немецкому и голландскому языкам, а также русскому и древнегреческому.

Еще одним новшеством в сфере изучаемых дисциплин стали курсы философии и богословия, которые преподавались не на латыни, а на русском языке Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1997. - С. 406.. Курс богословия Платона (Левшина) на русском языке стал учебником. Первая часть курса принадлежала его авторству, а вторая и третья - Феофилакта (Горского), епископа Коломенского и Каширского, ректора Славяно-греко-латинской академии.

Митрополит Платон, будучи директором Московской академии, проводил замещение вакантных священнических мест выпускниками семинарий. В Московской епархии священнические места получали преимущественно выпускники богословского класса, а диаконами становились бывшие ученики низшего философского класса. Духовная консистория передавала списки вакансий прямо в семинарию Яковлев А. И. Лекции по истории христианской Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/146956/Yakovlev_-_Lekcii_po_istorii_Hristianskoii_Cerkvi.pdf (дата обращения 16. 05. 2013). .

Идея разделения семинарий на высшие и низшие была реализована митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом.

В жизни Новгородской семинарии также начинали отражаться веяния идей и реформ эпохи Екатерины II. В систему духовного образования активнее включались светские дисциплины. Помимо полного цикла наук Киевской академии, включавшего восемь школ (аналогию или фару, инфиму, грмматику, синтаксиму, пиитику, риторику, философию и богословие) круг изучаемых предметов был значительно расширен. В программу дисциплин были введены высшее красноречие, физика, естественная история, логика, география. Преосвященным Гавриилом вводилось преподавание живописи Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария… - С. 24. .

В 1784 году все более популярным становилось изучение греческого языка. В Новгородской семинарии было предпринято создать греческий класс, где можно было научиться не только читать, но и писать, переводить, говорить на греческом языке Светлов Г. И. Указ. соч. - С. 86..

В именном указе от 6 июня 1763 года в ведение Церкви предписывалось «заведение больших епархиальных и малых монастырских училищ», заведение библиотек в больших училищах, а Синоду - содержание церковной типографии и печать новых книг Львова А. Г. Указ. соч. - С. 181..

Гавриил (Петров) активно пополнял библиотеку Новгородской семинарии различной литературой. В семинарии использовались новые учебники с гражданским печатным шрифтом. Среди заказанных для библиотеки книг встречались российская, итальянская и греческая азбуки; словари: Лексикон немецкий с латинским Вейсмана, ботанический словарь Андрея Либера; среди книг были исторические сочинения: «История российская» Михаила Щербатова; атласы; произведения М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария… - С. 25. .

В качестве преподавателей назначались студенты семинарии, а также приглашались студенты Троице-Лаврской семинарии. Так Михаил Клопов был учителем синтаксимы, а Иван Башилов - аналогии. В 1769-1770 годах в Новгородской духовной семинарии учитель класса риторики прочитал универсальную историю Людовика Гольберга, положив начало преподаванию истории Новгородская Духовная семинария: 1740-1918 гг. (К 270-летию со дня основания) // Вестник Новгородского государственного университета. - 2010. - № 63. - С. 35..

Преподаватели могли нередко сменять друг друга. Даже в высших школах могли обучать те, кто прошел лишь школу философии и не окончил курс семинарии до конца Светлов Г. И. Указ. соч. - С. 86..

Ученики семинарии могли поступать в епархиальное ведомство, окончившие курсы богословия и философии становились священниками и диаконами, после окончания курса риторики - также диаконами; из низших школ могли переходить в причетники.

Еще одна проблема, затронутая еще в начале царствования Екатериной II, заключалась в повышении уровня содержания духовных семинарий.

С 1764 года Новгородская семинария вышла из-под содержания Архиерейского дома и новгородских монастырей и стала содержаться за счет штатного оклада из Коллегии экономии Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария… - С. 6. .

Ежегодно составлялись специальные перечневые ведомости о денежных доходах семинарии. Средства на Новгородскую семинарию составляли 8285 рублей 23 копейки. В 1780 году по случаю приезда императрицы в Новгород, семинарии было пожертвовано 500 рублей Светлов Г. И. Указ. соч. - С. 86..

И все же средства семинарий оставались недостаточными. Доходы из казны не могли полностью разрешить эту проблему. По этой причине за период 1760-х гг. число семинаристов сокращалось. В 1766 году в семинарии обучалось до 300 человек, а в 1769 году - 223 Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария... - С. 20.. В 1788 году на 12 лет пришлось закрыть высшие классы Новгородской семинарии.

В такой ситуации важным решающим шагом в жизни Новгородской семинарии стало ее объединение с Санкт-Петербургской семинарией по предложению Гавриила (Петрова).

6 мая 1788 года в ответ на это предложение последовал рескрипт императрицы к Гавриилу (Петрову), в котором Екатерина II выделяла на содержание Новгородской и Санкт-Петербургской семинарий по 8285 рублей и 4500 рублей соответственно. При объединении двух семинарий императрица предлагала назначить для преподавания учителей богословия, философии, арифметики, основ механики, географии, истории, а также древних и современных европейских языков.

В Новгородской семинарии к 1788-1789 годам сохранились только четыре низших класса: синтаксимы, грамматики, фары и информатории. Библиотека, существовавшая при Новгородской семинарии в составе собраний владык (Феофана Прокоповича, Амвросия Юшкевича, Стефана Калиновского, Дмитрия Сеченова), была переведена в Санкт-Петербургскую семинарию, которая находилась непосредственно под руководством Гавриила (Петрова) Светлов Г. И. Указ. соч. - С. 86..

Предложение преосвященного Гавриила об объединении двух семинарий было ориентировано на повышение уровня содержания семинарий и на лучшую подготовку преподавателей и духовенства для Новгородской и Санкт-Петербургской епархий.

Не смотря на то, что статус Новгородской семинарии стал ниже, чем раньше, уровень обучения повысился. В курсе старших классов семинарии была предусмотрена система публичных диспутов. Екатерина II была сама свидетелем подобных диспутов, когда проезжала через Новгород в 1780 году и посещала семинарию.

Уровень духовного образования повышался благодаря работе переводчиков и публикации литературы. В Московской академии в 1760-х годах популярными стали исторические переводы. Ректор Московской академии Мефодий Смирнов опубликовал свой очерк церковной истории.

Также в свет вышел «Церковный словарь» преподавателя Московского университета, архангельского протоиерея Петра Алексеева, который выдержал три издания. В результате важной стороной нового богословского препода-вания стало особое внимание к библейскому тексту, его толкованию и переводу, а также к истории Цапина О.А. Православное Просвещение… - С. 305. .

Во второй половине XVIII века увеличивается количество духовных школ по всей стране. К концу столетия Россия располагала четырьмя духовными академиями: в Москве, Петербурге, Киеве и Казани и 46 семинариями, а также начальными школами Знаменский П. Духовные школы в России… - С. 594. .

В Новгородской епархии к тому времени уже насчитывалось до 13 низших школ. При митрополите Гаврииле Петрове были учреждены четыре такие духовные школы: в Тихвине, Валдае, Старой Руссе и Боровичах, на содержание которых отпускалось по 250 рублей на каждую, по 150 из семинарского оклада и по 100 рублей от самого митрополита Там же. - С. 521..

Повсеместно приходскими священниками создавались народные школы. Священники обучали здесь христианскому закону, а дьяконы и церковники - чтению, письму и арифметике Бернштам Т. А. Указ. соч. - С. 42.. Для преподавания в них из семинарий несколько раз в течение 1782-1788 годов отзывались лучшие ученики.

Усиленное внимание в сфере реформирования духовного образования было обращено также на методы воспитания в духовных школах. Благосостояние народа основывалось не только на полезных знаниях, но и на развитии нравственности. В 14 главе Наказа императрицы отмечалось, что «правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами» Наказ Императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении Проекта Нового Уложения: Памятники русского законодательства 1649 - 1832 гг… - С. 103-105..

В специальной инструкции, адресованной Екатериной II Комиссии о церковных имениях, цель образования заключалась не только в обучении разным наукам, но и в достойном воспитании: «…Петр Великий, по согласию со всем духовенством так написал в Духовном своем Регламенте: «разуметь де надобно о управлении церкви, когда нет света учения, то нельзя быть и церкве доброму поведению, и нельзя не быть и нестроению и многим смеха достойным суевериям, еще же и раздорам и пребезумным ересям». А мы еще к тому дополняем: когда нет добраго учреждения к воспитанию и приготовлению молодых людей, из которых бы ко всем церквам добрые пастыри и учители определены были» Из бумаг митрополита Новгородского и С.-Петербургского Гавриила // Русский архив. - 1869. - Кн.1. - С. 1574-1575..

В отношении уклада внутренней жизни семинарий Комиссией о духовных имениях были сделаны значительные шаги в отношении телесных наказаний учеников и грубого принуждения к обучению. В «Учреждении школ низших», изданном Комиссией отмечалось, что «всякия телесныя наказания учеников вовсе воспрещаются. А паче-же не бить по щекам, за волосы и за уши не драть; ибо таковыя наказания не по нужде к учащемуся бывают, но суть плоды только злонравия и свирепости учительской, и сие наистрожайше воспрещается» Светлов Г. И. Указ. соч. - С. 86. . Однако в исключительных случаях телесные наказания в форме сечения розгами на практике еще могли применяться.

Таким образом, необходимость повысить уровень духовного образования духовенства выразилась в инициативе самой императрицы через специальные указы и комиссии. Реформы в области духовного образования были направлены, прежде всего, в сторону повышения его качественного уровня. Семинарии по тому же принципу, что и епархии с монастырями, были разделены на высшие и низшие, в соответствии с этим делением в учебные заведения направлялись ученики.

Обучение основывалось не только на получении знаний, но и на воспитании нравственности христианина.

В высших семинариях активнее стали преподаваться светские дисциплины, среди которых были физика, география, иностранные языки, история и др. Это повышало общеобразовательный уровень учеников. Кроме того, наиболее способных посылали учиться за рубеж, что было необходимо для подготовки к дальнейшему преподаванию в российских духовных академиях, а это, в свою очередь, предполагало значительное повышение уровня образованности в целом по стране.

Русские церковные иерархи во многом определили содержание системы духовного образования. Отныне вакантные священнические места замещались выпускниками семинарии. Во второй половине XVIII века духовные школы стали выпускать все больше образованных священников, что поднимало уровень их образа жизни, повышало способность к преподаванию, подкрепляло развитие церковной проповеди.

Сегодня многие обращаются к церкви с просьбой совершить Таинства Крещения или Венчания. В Церковных Таинствах происходит реальная встреча человека с Богом, под видимыми знаками и символами действует сила Божия - благодать Святого Духа, возрождающая, очищающая, исцеляющая и освящающая душу. Насколько действенным и спасительным будет общение человека с Богом через Таинства зависит от искренности веры (осознанного, ясного понимания происходящего) и желания человека принимающего эти Таинства (в случае крещения младенцев – его родителей или тех, кто отвечает за его воспитание) пользоваться духовными дарами, сообщаемыми в Таинствах.

Чтобы желающие венчаться, креститься (взрослые), а также родители и крёстные крещаемых младенцев имели возможность правильно подготовиться к священнодействиям и иметь представление о Таинствах Церкви, их значении в жизни человека, им предлагается посетить 10 занятий, темы которых следующие:

  1. Что такое вера.
  2. Православие, его место среди других религий мира
  3. Источники Богопознания
  4. Что мы знаем о Боге
  5. Господь Бог – Творец мира
  6. Грехопадение
  7. Что такое Заповеди Божии
  8. История нашего спасения в главных Праздниках Церкви
  9. Что такое Церковь
  10. Основные понятия о духовной жизни

Занятия проводит настоятель на территории прихода, длительность каждого приблизительно 1,5 часа. Регулярность встреч зависит от возможностей слушателей и согласовывается с настоятелем. Такие уроки с желающими венчаться, крестить своих детей или самим принять Таинство Крещения проходят в нашем приходе почти каждый день. Как радостно потом видеть эти семьи активно участвующими в Богослужении и в жизни прихода. Подобный курс занятий почти ежедневно проводится с людьми, обратившимися в приходское Братство трезвости и проходящими реабилитацию от алкогольной и табачной зависимости и проживающими на приходе.

Вне стен храма наше служение Богу и ближнему совершается в Останкинской средней общеобразовательной школе. Здесь с 2001 года ведется систематическое преподавание предмета «Основы православной культуры». Один урок в неделю в каждом классе начального звена проводит настоятель Никольского храма. На уроках дети узнают о православной вере и Церкви, о Господе Иисусе Христе и святых.

Каждый урок наполнен познавательным, воспитывающим, иллюстративным и музыкальным материалом. Помимо библейской истории дети знакомятся с рассказами русских православных писателей, с огромным удовольствием поют православные песнопения и песни, слушают облагораживающую душу духовную музыку. Учителя и родители говорят, что дети с нетерпением ждут эти уроки.

С огромным желанием и увлечением готовят ученики православные праздники - Рождество Христово, Пасху и другие. Учат роли, шьют костюмы. Во всем им помогают родители, с интересом смотрят наши спектакли и готовят стол с крашеными яичками и куличами.

Несколько раз в году школа организует встречи настоятеля со старшеклассниками, юноши и девушки стремятся получить ответ на волнующие их насущные вопросы. Вот уже 7 лет накануне последнего звонка и экзаменов выпускники получают благословение отца Алексия в Никольском храме. Это стало доброй традицией храма и школы. Приход участвует во всех школьных торжествах. С 2006 году в первых числах сентября в здании школы служится молебен «Об учащихся отроках», в котором принимают участие все учителя и дети.

КАК ОСВЯТИТЬ ЖИЛИЩЕ?

Сегодня многие, приглашая священника освятить дом или квартиру, делают это с целью обновления нового жилища, очищения его от чего-то злого. Некоторые даже отказываются жить в новом месте пока не освятит священник. Иначе говоря, смотрят на освящение дома как на магическое действо. И это очень прискорбно, так как не только не дает никакого положительного результата, но еще и отдаляет людей от Бога, лишает их Божественной милости.

Обычная картина во время освящения: семья стоит очень чинно и благоговейно, представительницы прекрасного пола в платочках, все держат свечечки, крестятся и внимательно слушают. И все это в течение примерно получаса.

Что же делать священнику? Есть и здесь поле деятельности для духовного просвещения. Можно рассказать людям, что на самом деле совершается не освящение, а благословение жилища, именно так и называется чинопоследование в Требнике: «Чин благословения нового дома».

А далее можно воззвать к вере и совести хозяев: «Дорогие, если в вашей повседневной жизни не начнет звучать Евангелие, если не жить по Евангелию, если не начать заботиться о чистоте своей души, прибегая регулярно к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, если храм Божий и Богослужения в нем не станут центром жизни, не обманывайте себя – никакого благословения не будет на жилище, сколько бы священник не вылил святой воды в ваших комнатах, и какие бы красивые крестики не изобразил на стенах.

Благословение Божие почивает на людях, имеющих веру, то есть знающих Бога, доверяющих Ему всю свою жизнь и судьбу, исполняющих в своей жизни Его святую волю, живущих по Его Заповедям».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разбилось зеркало: верить ли приметам и можно ли убрать негатив
Обряд на счастливую семейную жизнь Заговор на счастливую семейную жизнь читать
Гадание на игральных картах значение карт