Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь пифагора. Учение пифагора Пифагор: биография и учение

Учение Пифагора – одно из самых интересных явлений в греческой философии. Оно имеет самостоятельное значение и важно, как один из элементов в философии Платона , если его и нельзя считать главным её элементом. Направление Пифагора проходит через всю историю греческой философии: оно зарождается одновременно с милетской школой и преобразуется в течение последнего её периода в неопифагорейство .

Пифагор. Бюст в Капитолийском музее, Рим

Замечательно, что, чем дальше отодвигаемся мы от пифагорейства или чем позже жил какой-нибудь комментатор, тем обильнее его сведения, тем больше знает он об учении Пифагора и о нём самом, тем красноречивее его повествование, – и не менее красноречиво молчат те, которые могли бы говорить, потому что их не отделяют века. Поэтический вымысел украсил фигуру кротонского мудреца полулегендарными чертами – божественный Пифагор помнит свои предшествовавшие жизни, его окружает всеобщее обожание, римский царь Нума Помпилий не кто иной, как его ученик. Этот самый вымысел облекся в историческую форму, и на его почве выросло то неверное сведение, которое долго повторялось и пустило глубокие корни, – то именно, что Пифагор первый назвал себя философом. Новейшие исследования доказали, что термин этот вошел в употребление лишь при учениках Сократа : только в IV в. до Р. Х. слова мудрость (софия) и софистика начинают заменяться новым выражением «философия», т. е. «любовь к мудрости».

Есть историки философии, которые отрицают всякое научное значение учения Пифагора и видят весь его смысл в религиозных верованиях, в спасении души. Но можно ли считать пифагорейство только сектой? В чем собственно его значение?

Религиозные верования пифагорейцев не более, как нити, которые связывают это учение с Востоком. Нити эти начинаются и кончаются узлами и узлы эти распутать трудно, если только не невозможно. Действительно ли Пифагор проник в тайны египетских жрецов и оттуда ли вынес он свое убеждение, что тело – могила души, а такжеверу в бессмертие душ, в суд над ними и их переселение? Был ли основатель великого греческого учения в Вавилоне и не под влиянием ли Зенд-Авесты перенес в Грецию совершение бескровных жертв? Проник ли он в Индию и ни заимствовал ли теорию зрения у брахманов ? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия.

Нет ничего невозможного в том, что торговые дела отца могли заставить Пифагора предпринять путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: приписываемое Пифагору учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода , и другими чертами, характеризующими его верования, запечатлены орфические теогонии . Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, решить и трудно и несущественно. Одинаково труден и несущественен вопрос, был ли Пифагор учеником Ферекида – автора одной из теогоний, и не оттуда ли заимствовал он учение о переселении душ в демонов. Невероятно то, что он был учеником милетского философа Анаксимандра , хотя между этими учениями и существует известная связь.

Но важность учения Пифагора заключается не в религиозных верованиях. Смысл его составляет глубокое философское мировоззрение.

Пифагору в числе других (чуть ли не 20-ти) сочинений приписываются и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, вошедших в поговорку, и других более глубоких, но менее известных вроде того, что «помогай тому, кто несет свою ношу, а не тому, кто сбирается ее сбросить», «ценность статуи заключается в её форме, достоинство человека в его поступках». Идеалом Пифагора и было богоподобие и, согласно его учению, для того, чтобы сделаться Богом, надо было стать сначала человеком. Учение Пифагора обладало всеми чертами яркой этической теории.

Обаятельна личность Кротонского мудреца. В рассказах о нём Пифагор окружен ореолом красоты, красноречия и глубокомыслия. По словам источников, «он никогда не смеялся». Его биография покрыта туманной дымкою: рождение между 580 и 570 гг. до Р. Х., переселение с острова Самоса (у берегов Малой Азии) в южноиталийскую колонию Кротон между 540 и 530 гг., потом бегство в соседний Метапонт и смерть в преклонных годах. Это все, что мы знаем о Пифагоре положительного.

Когда идеалом служит порядок и гармония, то и не может быть ничего выше числа . Согласно учению Пифагора, порядок и гармония осуществляются в числе. Число является потому сущностью мира, тайною вещей, душою вселенной. Число не символ, потому что оно гораздо больше символа. И без числа все сливалось бы в беспредельном безразличии. Поскольку вещь – число, она – добро: в число никогда не проникает ложь, потому что ложь противна и ненавистна его природе, а числу свойственна истина. Пифагор сводит добродетель к числам, и такая этика является важной частью всего его философского учения.

АННОТАЦИЯ

В книге автор интересно и познавательно раскрывает неизвестные страницы биографии Пифагора и параллельно сюжету повествует о засекреченной жизни эзотерических школ Египта, Иудеи, Персии, Вавилонии, Индии, Китая и Шамбалы. Читателю открываются седые тайны бытия, недоступные прежде простым смертным. Посвящения греческого философа в мистерии эзотерических школ сопровождались выходами Пифагора из тела, и его полетами в тонком теле на Марс, Венеру, Юпитер, Сириус и другие далекие планеты. Г. Бореев занимательно описывает города инопланетян и общение Великого Посвященного с представителями внеземных цивилизаций. Подробно освещена учеба Пифагора у основателей мировых религий: Заратустры, Джины Махавиры, Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Гермеса Трисмегиста. В диалогах и спорах Пифагора с отцами религий становится ясной цель духовной работы этих посланцев Шамбалы, понятным глубинный смысл их высказываний.

Редакция не рекомендует самостоятельно выполнять читателям некоторые сложные упражнения из Школы Пифагора, такие как Ширшасана и техники сознательных выходов из тела, описанные Г. Бореевым в книге. Лучше их осваивать под руководством опытного инструктора. Секретные техники тайных Школ даны здесь для художественного восприятия духовной культуры Древнего мира, для большего понимания читателями той философии, той науки и атмосферы, в которой жил, учился и работал Пифагор.

ЖИЗНЬ - КАК УЧЕНИЕ

Светить будут звезды-гиганты,

Моря не затопят Памир,

Пока существуют атланты

И держат ладонями мир!

Человеческая история Земли порой похожа на цветное лоскутное одеяло, где среди серой ветхой мешковины людской дикости, материализма и безбожия вдруг сияют яркие «заплаты» из дорогого бархата или шелка - неведомо как расцветающие божественно мудрые цивилизации. Завораживающий узор этого земного «одеяла» терпеливо вышивают наши космические «няньки» - Кумары Венеры, Духи Высших планет и Учителя Шамбалы.

Так благодаря бессмертному царю Атлантиды Арлиху Вомалитесу, на плоскогорьях зеленой Африки возникло уникальное государство - Древний Египет. Эта великая страна на многие тысячи лет стала всемирной школой для неофитов и посвященных, цитаделью Знания и штаб-квартирой Белого Братства в Средиземноморье. Великий Арлих Вомалитес, известный в Египте под именем Тот, выпестовал эту славную цивилизацию и помог окрылиться и навсегда улететь с нашей бренной планеты тысячам подвижников. Но когда пришло время Египту умирать, то именно Тот стал основателем следующей величайшей культуры, имя которой - Древняя Греция.

Мудрецы называют Тота отцом Египта, а европейские книги по истории величают отцом Греции Пифагора и утверждают, что на основе пифагорейской школы в Кротоне и благодаря титаническим усилиям Учителя из Самоса возникла Древняя Эллада, а от нее произошла вся наша современная наука, культура и, собственно, Западная цивилизация. Однако сам Пифагор в своих трудах неоднократно замечал, что именно Тот «взял его за руку, спустился с ним под Великую Пирамиду». Великий царь Атлантиды Арлих Вомалитес раскрыл ему под Пирамидой, в тайном подземном городе под Сфинксом, знания геометрии и музыки, чисел и форм, знания природы Реальности и последовательность Творения. Когда благодаря Пифагору и его учению возникла Древняя Греция, то бессмертный царь Атлантиды вошел в эту культуру в том же теле и с теми же знаниями, что и в Атлантиде, что и в Древнем Египте. Здесь уместно заметить, что в те седые времена Грецией называли города и территории многих стран Средиземноморья и Малой Азии, которые впоследствии вошли в Римскую империю. Так вот, когда Тот пришел просвещать народы Европы, то он назвался Гермесом. После ухода Гермеса из Эллады Пифагор стал таким же Пастырем для мирян, каким был Тот для жрецов Египта. И сегодня Школа Пифагора продолжает религиозную мысль своего Учителя, применяя ее к новым временам и новым воплощенным душам. Так замыкается круг времен.

ПРОРОЧЕСТВО ОРАКУЛА

Бог вошел, как ветер в парус,

В руки, в ноги, в уши,

Он светил сквозь лоб, как фара,

Просвещая души…

В начале шестого века до нашей эры не было в греческой Ионии более цветущего острова, чем Самос. Рейд его крылатого порта находился как раз напротив лиловых гор изнеженной Малой Азии, откуда стекали на остров вся роскошь, золото и соблазны. Не было на благословенном и утонченном Самосе человека богаче и удачливее, чем ювелир по имени Мнесарх. Отец Пифагора обладал недюжинным чувством прекрасного и уникальными способами огранки драгоценных камений. Не было равных Мнесарху и в торговых делах: он был на короткой ноге со многими правителями и успешно торговал по всему Средиземноморью. Но особой гордостью благочестивого ювелира была его молодая и добродетельная жена - первая красавица Самоса, дочь жреца храма Аполлона по имени Парфенис.

Мать Пифагора, Парфенис происходила из знатной семьи, ведущей свой род от самого Анкая. Знаменитый Анкай, о котором упоминал в своих песнях Гомер, был царем славных племен лелегов. Эти народы пришли из Атлантиды и заселили побережье и острова Эллады еще до прихода греческих племен. По преданию, Анкай был сыном самого Посейдона, и поэтому превосходил прочих людей мудростью, славой и добродетелями.

Отец Пифагора славился не только талантами резчика и огранки драгоценных камней, у него было много других добродетелей, среди которых доброта, соучастие и сострадание к ближним являлись главными. Мнесарх был богатым финикийцем, родом из города Тира. В старом добром Тире отец Пифагора долгое время работал резчиком драгоценных камней для перстней и гемм, а затем специализировался на огранке изумрудов. Потом случилось так, что Мнесарх стал успешным хлеботорговцем. Однажды на острове Самосе и во всей Ионии произошел неурожай зерновых. В этот год Мнесарх приплыл из Тира на остров Самос по своим ювелирным делам и устроил бесплатную раздачу хлеба голодающим. За этот благородный поступок он был облагодетельствован жрецами храма Аполлона и удостоен самосского гражданства. Здесь в храмовой роще Самоса он впервые повстречал девушку, в которую не мог не влюбиться. Парфенис также была очарована Мнесархом. Сыграли свадьбу, на которой веселились все жители города Самос. Недалеко от главного порта острова Мнесарх построил для своей семьи имение, господский дом, который был выложен из камней и облицован мрамором. Этот трехэтажный особняк с четырьмя колоннами, мраморными лестницами и скульптурами богов был окружен двухэтажными домами для прислуги, для семей обслуживающего персонала. Между постройками росли фруктовые деревья и пели золотыми голосами птицы. В этом земном раю молодожены нежно любили и лелеяли друг друга. Как говорят, они здесь жили долго и счастливо. Здесь у этих благоверных родителей появились сыновья - Евност и Тиррен. А третьему сыну Парфенис и Мнесарха - Пифагору - суждено было родиться в дороге.

Однажды добродетельный Мнесарх приехал в Дельфы с грузом драгоценных камений и неискушенная Парфенис уговорила супруга испросить у Дельфийского Оракула судьбу ювелирного предприятия. Жрица Аполлона, легендарная Пифия как бы не расслышала меркантильного вопрошания мужа о благоприятности торговли, приращивания денежного могущества и судьбе обратного путешествия. Но, войдя в трансовое состояние, оракул изрекла: «Благословен, Мнесарх, ты пред ликом богов! Жена твоя носит в себе сына, который превзойдет всех людей в красоте, силе и мудрости. Он повторит путь Гермеса, много потрудится на этой планете на благо землян. За это он претерпит от людей горечь покушений и унижений, и будет заживо сожжен вместе с учениками в своей школе в италийском городе Кротоне. Но школа, основанная твоим сыном, не погибнет. Она будет переименована в Ессейскую школу Мертвого моря и даст новых Учителей и светочей человечества. Один из последователей твоего сына по имени Иисус родится через пять веков в Вифлееме, повторит полностью его путь в Гималаях и под Пирамидами, и почит в столь же преклонном возрасте в городе Шринагаре. Люди будут поклоняться твоему сыну, как Богу...»

Родился на о. Самос (ок. 570 до н. э., 576), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра. Также был учеником Ферекида из Сироса. Совершил путешествие на Восток, в т.ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-восточной математикой и астрономией и изучая негреческие религиозно-культовые традиции. Ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал религиозно-философское братство с ритуализированным уставом и общностью имущества, взявшее власть в Кротоне и распространившее политическое влияние по всей Южной Италии. В результате антипифагорейского восстания бежал в Метапонт, где умер, вероятно, ок. 497/496 до н. э. Секретность, отсутствие письменной фиксации и абсолютный авторитет Пифагора (ср. пословица «Сам сказал») в сочетании с требованием приписывать учителю все открытия учеников.

Надежно засвидетельствованы: учение о бессмертии души (псюхе), о метемпсихозе (переселение душ), в сочетании с «памятью предков» (помнил свои прежние четыре прежние инкарнации, сын Гермеса); требование «очищения» (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой – для тела – через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса, символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), т.е. сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву, квинту и кварту.

Пифагореизм, совокупность учений, притязавших на происхождение от Пифагора, одно из самых влиятельных течений в античной философии. Различают: 1) ранний, или доплатоновский: последняя четверть 6 в. – сер. 4 в. до н. э.; 2) платонизирующий Древней Академии 4 в до н. э.; 3) эллинистический (средний), представленный псевдопифагорейскими трактатами, датируемыми в основном конец 4 в. – 1 в. до н. э.; 4) неопифагореизм – с 1 в. до н. э.

Под П. в узком смысле понимается ранний П., совпадающий с историей основанного Пифагором в Кротоне пифагорейского союза, свободной религиозной общины, сосредоточенной прежде всего на проблеме спасения; легенда о Пифагоре в этом смысле сопоставима с Евангелием: ср. ранние свидетельства о нисхождении Пифагора в Аид и его воскресении. Но в отличие от аналогичных общин орфиков, пифагорейский союз был также научно-философской школой (во всяком случае, начиная с 5 в.) и политической партией, распространявшей свое влияние на греческие полисы Южной Италии и (частично) Сицилии. Лозунг пифагорейцев «У друзей все общее» сочетался с жесткой иерархической тенденцией, тормозившей демократическое развитие полиса.

После антипифагорейских восстаний (первое произошло еще при жизни Пифагора на рубеже 6-5 вв.) и разгрома союза италийский центр П. переместился в Тарент: еще в середине 4 в. до н. э. там существовала сильная община, руководимая Архитом, другом Пифагора. Одновременно бежавшие от расправы пифагорейцы впервые появляются в балканской Греции: в Фивах и Флиунте. Члены флиунтской общины были «последними из пифагорейцев». Однако есть указания на то, что традиция П. не угасла вполне и в эллинистическую эпоху.

Внутренняя организация пифагорейского союза выражается прежде всего в делении на «акусматиков и математиков» (иначе «эксотериков и эсотериков»). Первоначально оно, возможно, соответствовало различным ступеням посвящения, но со временем «акусматики» и «математики» превратились во враждующие группировки, причем первая воплощала фольклорно-религиозную, а вторая – научно-философскую традицию в П. «Акусматики» закучивали наизусть «акусмы» (иначе «символы») – бездоказательные максимы космологического, эсхатологического и этического характера («Что самое мудрое? – Число», «Что есть острова блаженных? – Солнце и Луна», «Землетрясение – сходка мертвецов», «Что самое прекрасное? – Гармония», «Что самое сильное? – Мысль», «Что самое лучшее? – Счастье», «Что самое истинное? – Что люди дурны» и т.д.), включавшее также множество ритуальных запретов и табу. «Математики» занимались науками («математа») – арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и философской космологией. И те и другие претендовали на верность изначальному учению Пифагора, образ которого поэтому раздваивается в античных источниках на религиозного учителя и создателя математической науки.

Реконструкция доплатоновского П. опирается на два основных источника: Филолая и свидетельства Аристотеля о т. н. пифагорейцах, в учении которых большинство современных исследователей видит целостную систему, в основном совпадающую с системой Филолая. К ней не относится таблица противоположностей – 10 пар онтологический принципов: предел – беспредельное, нечет – чет, одно – множество, право – лево, мужское – женское, покоящееся – движущееся, прямое – кривое, свет – тьма, добро – зло, квадрат – прямоугольник. Последний крупный представитель доплатоновского П. – Архит Тарентский: в его лице пифагорейский «науки» окончательно обособились от спекулятивной философии и выделились в специальные дисциплины.

Новым в платонизирующем П. было чисто онтологическое понимание числа, тогда как древнепифагорейская аритмология была непосредственно связана с космогонией; идеализация и субстанционализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувственными вещами (в раннем П. числа «неотделимы от вещей»); замена «предела и беспредельного» как высших принципов одним (монадой) и неопределенной двоицей (диадой); порождение чувственных тел через последовательность «точка – линия – плоскость – тело», где точка определяется как единица, обладающая протяженной величиной; пять правильных многогранников и их корреляция с пятью элементами.

Эллинистический П. представлен трактатами, приписывавшимися Пифагору и древним пифагорейцам и ставшими предметами интенсивного исследования после пересмотра их датировки (раньше они считались «неопифагорейскими»). Трактаты «Архит. О категориях», «Оккел. О природе Вселенной», «Тимей из Локр. О природе души и космоса» (считался в древности оригиналом платоновского «Тимея»). Эллинистический П. носит пропедевтический характер («учебники философии») и использует понятийный аппарат Платона и Аристотеля.

Имя: Пифагор Самосский

Годы жизни: 569 г. до н.э. - 495 г. до н.э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Математик, Философ

Величайшее достижение: Один из величайших математиков, доказавший множество теорем. Создатель школы пифагорейцев.

Он родился на острове Самос (Греция), в 569 году до нашей эры. Согласно различным источникам, смерть Пифагора зафиксирована между 500 г. до н.э. и 475 г. до н.э. в Метапонте (Италия).

Личная жизнь Пифагора

Его отец, Мнесарх, был торговцем драгоценными камнями. Имя его матери было Пифаида. У Пифагора было два или три брата.

Некоторые историки говорят, что Пифагор был женат на женщине по имени Феано и имел дочь Мийя, а также сына по имени Телавг, который преуспел в качестве учителя математики и, возможно, учил Эмпедокла.

Другие говорят, что Феано была одной из учеников Пифагора, а не его женой, и не исключено, что Пифагор никогда не женился и не имел детей.

Пифагор был хорошо образован, он играл на лире на протяжении всей своей жизни, знал поэзию и читал Гомера. Он интересовался математикой, философией, астрономией и музыкой, и на нее сильно повлияли Ферекид (философия), (математика и астрономия) и Анаксимандр (философия, геометрия).

Пифагор оставил Самос примерно в 535 г. до н.э. и отправился в Египет за обучением у жрецов в храмах. Многие из убеждений, которые Пифагор преследовал позже в Италии, были позаимствованы им от египетских жрецов, таких как секретные знаки, стремление к чистоте, отказ от употребления в пищу бобовых или ношения шкуры животных в качестве одежды.

Десять лет спустя, когда Персия вторглась в , Пифагор был взят в плен и отправлен в Вавилон (ныне – территория Ирака), где он встретил жрецов, которые научили его священным обрядам. Ямвлих (250-330 гг. н. э.), сирийский философ, писал о Пифагоре: «Он также достиг совершенства в арифметике, музыке и других математических науках, которые преподавали вавилоняне …».

В 520 г. до н.э. Пифагор, ныне свободный человек, покинул Вавилон и вернулся в Самос, а через некоторое время открыл школу под названием «Полукруг». Однако его учения не пользовались популярностью у правителей острова Самос, и их стремление к участию Пифагора в политике обернулось неудачей, поэтому Пифагор уехал и поселился в Кротоне, греческой колонии на юге Италии, около 518 г. до н.э.

Там он основал философскую и религиозную школу, где жили и работали его многочисленные последователи.

Школа Пифагора

Пифагорейцы жили по особенным правилам поведения, в том числе, в правилах было прописано, когда следует говорить, что носить и что есть. Пифагор был главой общества, и его последователи, как мужчины, так и женщины, которые также жили там, были известны как математики. У них не было личных вещей, и они были вегетарианцами.

  • Другая группа последователей, которые жили отдельно от школы, имели право обладать личным имуществом и не быть вегетарианцами. Все они работали сообща. Пифагор считал:
    Все вещи — цифры. Математика — основа всего, а геометрия — высшая форма математических исследований. Физический мир может быть понят через математику.
  • Душа пребывает в мозгу и бессмертна. Он переходит от одного существа к другому, иногда от человека к животному, через серию реинкарнаций, называемых переселениями, до тех пор, пока душа не станет чистой. Пифагор считал, что математика и музыка могут очистить.
  • Числа имеют индивидуальность, характеристики, сильные и слабые стороны.
  • Мир зависит от взаимодействия противоположностей, таких как мужчина и женщина, свет и тьма, тепло и холод, сухость и влага, легкость и тяжесть, быстрота и медлительность.
  • Определенные символы имеют мистическое значение.

Теоремы Пифагора

Все члены общества должны были соблюдать строгую лояльность и секретность. Из-за строгой секретности среди членов общества Пифагора и того факта, что они разделяли идеи и интеллектуальные открытия внутри группы и были закрыты для социума, трудно быть уверенным, принадлежали ли все теоремы, приписываемые Пифагору, изначально ему, или они были достоянием всей пифагорейской общины.

Некоторые из учеников Пифагора в конце концов написали свои теории, учения и открытия, но пифагорейцы всегда отдавали честь Пифагору как Учителю:

  • Сумма углов треугольника равна двум прямым углам.
  • Теорема Пифагора — для прямоугольного треугольника квадрат гипотенузы равен сумме квадратов двух других сторон. Вавилоняне поняли это еще за 1000 лет до открытия, но Пифагор доказал это.
  • Построение фигур геометрическая алгебра. Например, они решали различные уравнения геометрическими средствами.
  • Открытие иррациональных чисел приписывается пифагорейцам, но вряд ли это была идея Пифагора, потому что она не согласуется с его философией, все вещи — это числа, поскольку число для него означало отношение двух целых чисел.
  • Пять регулярных твердых тел (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). Считается, что Пифагор знал только, как построить первые три, но не последние два.
  • Пифагор учил, что Земля была сферой в центре Космоса (Вселенной); что планеты, звезды и вселенная были сферическими, потому что сфера была самой совершенной фигурой. Он также учил, что пути планет были круговыми. Пифагор открыл, что утренняя звезда была той же, что и вечерняя звезда Венера.

Пифагор изучал нечетные и четные числа, треугольные числа и совершенные числа. Пифагорейцы способствовали пониманию углов, треугольников, областей, пропорций, многоугольников и многогранников.
Пифагор также относил музыку к математике. Он долго играл на семиструнной лире и открыл, насколько гармоничны вибрационные струны, когда длины струн пропорциональны целым числам, таким как 2:1, 3:2, 4:3.

Пифагорейцы также поняли, что это знание может быть применено к другим музыкальным инструментам.

Смерть Пифагора

Говорят, что он был убит рассерженной толпой, сиракузянами, во время . Также говорят, что школа Пифагора в Кротоне была сожжена, вследствие чего он отправился в Метапонт, где умер от голодной смерти.

По крайней мере, обе истории включают сцену, в которой Пифагор отказывается растоптать урожай бобовых растений на поле, с целью бегства и спасения, из-за чего его наравне с другими пифагорейцами поймали, и в ходе неравного боя ученики и сам Пифагор погибли.

Теорема Пифагора является краеугольным камнем математики и по-прежнему настолько интересна математикам, что существует более 400 различных доказательств ее решения, в том числе оригинальное доказательство 20-го американского президента Гарфилда.

Биография Пифагора Самосского переносит читателей в мир древнегреческой культуры. Этого человека можно смело назвать легендарной личностью. Пифагор был великим, математиком, мистиком, философом, основал религиозно-философское течение (пифагореизм), являлся политическим деятелем, оставившим труды в качестве наследства потомкам.

Детство и юность

Определить точную дату рождения Пифагора сложно. Историки установили приблизительный период его появления на свет – 580 до н.э. Место рождения – греческий остров Самос.

Мать философа звали Партения (Партенида, Пифиада), а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами.

Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнесарх воздвигает алтарь Аполлону, а ребенка окружает заботой и любовью.


В некоторых источниках также сказано, что в семье воспитывалось еще двое мальчиков – старших братьев греческого философа: Эвност и Тиррен.

Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Еще в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями.

Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» и заучивать наизусть песни из поэм.


Через несколько лет 18-летний парень с готовым багажом знаний отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы попасть туда было сложно: он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского физике, диалектике, теогонии, астрологии, медицине.

На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет – город, в котором жил знаменитый Фалес, отметившийся в истории как основатель первой философской школы в Греции.


Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности.

Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен.

Мистика и возвращение домой

Старинные легенды утверждают, что в Вавилоне талантливый философ и божественной красоты человек (подтверждение тому - фото математика, сделанные на основе картин древних художников, скульптур) встретился с персидскими магами. Пифагор приобщился к изучению мистических событий, познал мудрость и особенности астрономии, арифметики, медицины восточных народов.

Халдеи привязывали к появлению данных наук сверхъестественные представления, и такой подход отразился в последующих звучаниях знаний Пифагора в области математики и философии.


Спустя 12 лет после вынужденного пребывания Пифагора в Вавилоне мудреца освобождает персидский царь, который уже наслышан о знаменитых учениях грека. Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ.

Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. На одном из таких мероприятий Пифагор познакомился с будущей женой.


Человеку с высоким уровнем знаний пришлось работать учителем с людьми низкой нравственности. Он стал для народа олицетворением чистоты, неким божеством. Пифагор владел методиками египетских жрецов, умел очищать души слушателей, наполнял их умы знаниями.

Выступал мудрец преимущественно на улицах, в храмах, но после начал учить всех желающих в собственном доме. Это специальная система обучения, отличающаяся сложностью. Испытательный срок для учеников составлял 3-5 лет. Слушателям запрещалось говорить во время уроков, задавать вопросы, что тренировало в них скромность и терпение.

Математика

Искусный оратор и мудрый учитель обучал людей разным наукам: медицине, политической деятельности, музыке, математике и пр. Из школы Пифагора вышли впоследствии известные в будущем деятели, историки, государственные чиновники, астрономы, исследователи.


Весомый вклад внес Пифагор в геометрию. Сегодня имя популярного античного деятеля известно на основе изучения знаменитой теоремы Пифагора в школах посредством математических задач. Вот как выглядит формула для решения некоторых задач Пифагора: a2 + b2 = c2. В данном случае a и b – длины катетов, а c – длина гипотенузы прямоугольного треугольника.

Вместе с тем существует и обратная теорема Пифагора, разработанная другими не менее грамотными математиками, но сегодня в науке насчитывается только 367 доказательств теоремы Пифагора, что говорит о ее фундаментальном значении для геометрии в целом.


Таблица Пифагора сегодня известна как таблица умножения

Еще одним изобретением великого греческого ученого стала "таблица Пифагора". Ныне ее принято называть таблицей умножения, по которой в те годы обучались ученики школы философа.

Интересной находкой периода прошлых лет стала математическая зависимость вибрирующих струн лиры к их длине в музыкальном исполнении. Такой подход может смело применяться и к другим инструментам.

Нумерология

Пристальное внимание уделял философ числам, пытаясь познать их природу, смысл вещей и явлений. Он привязывал числовые свойства к жизненным категориям бытия: человечество, смерть, болезни, страдания и пр.

Именно пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные. Нечто важное (справедливость и равенство) для жизни на планете видел Пифагор в квадрате числа. Девятка характеризовала постоянство, число восемь – смерть.

Четные числа присваивались женскому полу, нечетные – мужскому представительству, а символом брака у последователей учения Пифагора выступала пятерка (3+2).


Нумерологические квадраты Пифагора

Благодаря знаниям Пифагора люди и сегодня имеют возможность узнать уровень совместимости со своей будущей половиной, взглянуть под занавес будущего. Для этого можно воспользоваться нумерологической системой квадрата Пифагора. «Игра» с определенными числами (дата, день, месяц рождения) позволит построить график, по которому ясно просматривается картина судьбы человека.

Последователи Пифагора считали, что числа невероятным образом могут подействовать на окружающий мир общества. Главное - понимать их цепное значение. Есть положительные и плохие числа, например тринадцать или семнадцать. Нумерология, как наука, не признана официальной, ее считают системой верований и знаний, но не более.

Философское учение

Учения философии Пифагора следует разбить на две части:

  1. Научный подход мировых познаний.
  2. Религиозность и мистика.

Не все работы Пифагора удалось сохранить. Великий мастер и мудрец практически ничего не записывал, а в основном занимался устным обучением желающих познать тонкости той или иной науки. Информация о знаниях философа передавалась в последствие его последователями – пифагорейцами.


Известно, что Пифагор был религиозным новатором, создал тайное общество, проповедовал акусматические положения. Он запрещал своим ученикам есть пищу животного происхождения, а особенно сердце, которое в первую очередь является символом жизни. Не разрешалось касаться бобов согласно легенде, полученных из крови Диониса-Загрея. Пифагором осуждалось употребление спиртного, сквернословие и прочее невежественное поведение.

Философ верил в то, что спасти и освободить свою душу человек может путем физического и нравственного очищения. Его учения можно сравнить с древними ведическими познаниями, основанными на количественном переселении души с небес в тело животного или человека до тех пор, пока она заслужит права вернуться к Богу на небеса.


Пифагор не навязывал свою философию простым людям, которые пытались лишь постичь азы точных наук. Его особые учения предназначались для действительно «просвещенных», избранных личностей.

Личная жизнь

Вернувшись из вавилонского плена на родину в Грецию, Пифагор познакомился с необычной красоты девушкой по имени Феана, которая тайно посещала его собрания. Античный философ тогда уже был в зрелом возрасте (56-60 лет). Влюбленные поженились, в браке у них появилось двое детей: мальчик и девочка (имена неизвестны).


Некоторые исторические источники утверждают, что Феана была дочерью Бронтина – философа, друга и ученика Пифагора.

Смерть

Школа Пифагора была расположена в греческой колонии города Кротон (Южная Италия). Здесь произошло демократическое восстание, в результате чего Пифагор вынужден был покинуть место. Он отправился в Метапонт, но военные столкновения добрались и в этот городок.


На этом берегу располагалась школа Пифагора

У известного философа было множество врагов, не разделяющих его принципов жизни. Существует три версии смерти Пифагора. Согласно первой, убийцей стал человек, которому математик однажды отказал в учении тайным оккультным методикам. Пребывая в чувствах ненависти, отвергнутый поджег строение Академии Пифагора, и философ погиб, спасая учеников.


Вторая легенда гласит, что в горящем доме приверженцы ученого создали мост из собственных тел, желая спасти своего учителя. А умер Пифагор от разрыва сердца, недооценив свои усилия в развитии человечества.

Распространенной версией ухода из жизни мудреца считается его гибель при случайных обстоятельствах во время стычки в Метапонте. На момент кончины Пифагору было 80-90 лет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Учение пифагора Пифагор: биография и учение
Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты
Как правильно завязать красную нить на запястье