Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Смотреть что такое "Охота на ведьм" в других словарях. «Охота на ведьм». Обзор судебных процессов Охота на ведьм в восточной европе

Магические упражнения, известные под общим названием «колдовство», возникли ещё на заре человечества. Практически во всех ранних культурах так или иначе появлялись группы людей, пытавшихся воздействовать на силы природы с помощью различных обрядов.

Отношение к колдунам часто зависело от результатов их деятельности, меняясь от обожания и почитания до ненависти и стремления к физической расправе.

С появлением первых государств власть стала рассматривать колдунов как лиц, своим влиянием способных подорвать авторитет правителей.

Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни.

В Древнем Риме колдовство каралось в зависимости от степени нанесённого ущерба в рамках так называемого талионного права. Если человек, признанный виновным в нанесении увечья другому при помощи колдовства, не мог выплатить пострадавшему компенсации, то ему должно было быть нанесено такое же увечье. Нанесение смерти путём колдовства аналогичным образом каралось смертью.

Опасная ересь катаров

Борьба с колдовством вышла на новый уровень с утверждением христианства в Европе. Стремясь окончательно искоренить язычество, богословы объявляли языческих богов демонами и запрещали какое бы то ни было общение с ними, называя это идолопоклонничеством. На первых порах, впрочем, идолопоклонничество грозило лишь отлучением от церкви.

При этом христианские богословы I тысячелетия не были склонны преувеличивать возможности колдунов. Так, епископ Бурхард Вормсский призывал святых отцов разоблачать ложь о ночных полётах колдуний, которые они якобы совершают в свите языческих богов.

В начале II тысячелетия церковь столкнулась с новой проблемой — возникновением христианских сект, отрицающих догматы веры и выступающих против власти господства римских первосвященников. Особенно большого влияния достигла секта катаров, или «Добрых христиан», как они сами себя называли.

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров. Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в. Фото: www.globallookpress.com

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа , поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Пытки обвиняемой в ведовстве. 1577 г. Источник: Public Domain

Карьера инквизитора Крамера

Средневековая Европа представляла собой идеальное место для появления слухов о многочисленных ведьмах и колдунах. Регулярные неурожаи, эпидемии смертельных болезней, войны порождали в жителях Старого Света панику и отчаяние. При этом поиски виновного как в крупном, так и в мелком бедствии были довольно краткосрочными — «во всём виноваты ведьмы и колдуны». На эту роль мог быть зачислен любой, кто по каким-то причинам был несимпатичен обвинителю. Оправдаться обвиняемому в колдовстве было крайне непросто.

Во второй половине XV века широкую известность приобрёл уроженец вольного города Шлеттштадта Генрих Крамер . Выходец из бедной семьи, он вступил в орден доминиканцев и дослужился до должности инвизитора.

Свою карьеру в качестве инквизитора Крамер начал с расследования в Триенте, где группа евреев была обвинена в ритуальном убийстве двухлетнего мальчика. Итогом разбирательства стал смертный приговор для девяти обвиняемых.

После этого процесса инквизитор Крамер занялся борьбой против ведьм и сект. В Равенсбурге он провёл процесс, на котором две женщины были признаны виновными в колдовстве и сожжены на костре.

Папа даёт добро

Крамер, однако, полагал, что его возможности недостаточны для борьбы с прислужниками дьявола. В 1484 году ему удалось убедить Римского Папу Иннокентия VII освятить борьбу с ведьмами своим авторитетом.

Булла Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») датируется 5 декабря 1484 года. Официально признавая существование ведьм, она давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Попытки воспрепятствовать действиям инквизиции карались отлучением от церкви.

В первую очередь булла относилась к Рейнской области, где действовали Генрих Крамер и его единомышленник, инквизитор Якоб Шпренгер , однако фактически она дала старт большой охоте на ведьм в Европе.

Инквизитор Крамер, получивший особые полномочия, развернул настоящий террор, жертвами которого стали десятки «ведьм» и «колдунов». Рвение борца с дьяволом оценили далеко не все — в 1485 году против Крамера поднялось настоящее восстание в Инсбруке, и местные власти предпочли освободить всех схваченных им женщин, а самого инквизитора изгнать из города.

«Молот, подобный мечу»

Уязвлённый таким оборотом дела Крамер, не отступившийся от своих идей, решил изложить своё видение проблемы и путей её решения в письменном виде.

Трактат из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов был написан на латыни в 1486 году и впервые опубликован в городе Шпайере в 1487 году. Соавтором Генриха Крамера стал его соратник Якоб Шпренгер.

Обложка книги Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Фото: www.globallookpress.com

Полное название этого трактата — «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», однако он более известен под коротким названием «Молот ведьм».

В первой части излагалась точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что, кроме вреда людям, ещё одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу и создавать проклятые места.

Кроме того, авторы приводили деление ведьм на различные типы и разъясняли основы судопроизводства по их делам. В частности, подчёркивалось, что с учётом исключительной вины обвиняемых, в таких делах показания разрешается давать любым свидетелям, в том числе отлучённым от церкви, осуждённым преступникам, иностранцам и так далее.

Секс, женщины и сатана

Вторая, самая большая часть «Молота», состоящая из 26 глав, посвящена описанию теории существования и деятельности ведьм, а также способам борьбы с ними.

Среди всевозможных видов ведовства, таких как оборотничество, насылание болезней и управление стихиями, наибольшее место отведено сексуальным вопросам, связанным с ведьмами. Подробно разбираются темы полового сношения с демонами и инкубами, а также рождения детей от дьявола, любовного колдовства над людьми и насильственного соблазнения их к половому акту.

Хотя авторы «Молота ведьм» и посвятили отдельную главу мужчинам-колдунам, очевидно, что не в них инквизиторы видели главную угрозу. Прямым текстом говорилось о том, что колдуны встречаются значительно реже и несут меньшую угрозу, нежели женщины. Женский пол рассматривался авторами «Молота ведьм» как лёгкая добыча дьявола по причине своей изначальной нестойкости в вере и склонности к греху.

Третья часть трактата содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. В неё включены 35 вопросов и ответов на них, которые призваны разъяснить все возможные аспекты процесса над ведьмой.

«Молот ведьм» очень быстро превратился в своеобразную настольную книгу инквизиторов. За последующие 200 лет он выдержал более двух десятков изданий, превратившись в настоящий символ охоты на ведьм.

Жгите с нами, жгите, как мы, жгите больше нас

Инквизитор Генрих Крамер, подписавший «Молот ведьм» латинским вариантом имени Генрикус Инститор, заявлял, что лично отправил на костёр 200 ведьм. Но труды самого автора были только началом безумия, охватившего Европу.

В XVI-XVII веках охотники на ведьм отправляли на смерть сотни и тысячи женщин. Европейская Реформация не только не изменила, но даже ухудшила ситуацию, ибо в протестантских государствах законы о колдовстве оказывались значительно жёстче, чем в католических.

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии некий изобретательный инквизитор придумал специальную печь для сожжения ведьм, куда только в 1651 году отправил 42 человека, включая малолетних детей.

Парадокс ситуации заключается в том, что люди, недовольные засильем церкви, вытеснив инквизицию, не отказались от преследования колдунов, а передали этот процесс в руки светских властей, после чего количество жертв заметно увеличилось.

Люди, обвинённые в колдовстве, из страха и под пытками начинали свидетельствовать против своих родных, соседей, случайных знакомых. Арест 12-летнего «прислужника дьявола» в немецком городе Ройтлинген привёл к тому, что на основании его показаний были схвачены ещё 170 «ведьм и колдунов».

Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год. Фото: www.globallookpress.com

«Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола»

Картина происходящего в немецком городе Бонне в начале XVII века запечатлена в письме некоего священника, адресованном графу Вернеру фон Сальму : «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Однажды начавшаяся в городе или деревне охота на ведьм уже не могла остановиться. В жернова террора затягивались как представители низших слоёв, так и представители знати. Кое-где дело доходило до полного истребления женщин, а в других населённых пунктах судьи сожалели, что процесс остановился из-за… нехватки дров.

Американские отголоски европейской эпидемии

Общее число жертв охоты на ведьм сегодня установить сложно. Процесс был длительным, порой затухая и вновь вспыхивая в период серьёзных социальных потрясений. Чаще всего современные исследователи говорят о 40 000 - 100 000 погибших в результате охоты на ведьм, хотя некоторые полагают, что жертв могло быть значительно больше.

Европейская истерия затронула и территорию современных США. Самым знаменитым случаем охоты на ведьм в Новом Свете стал «процесс над салемскими ведьмами», в результате которого было повешено 19 человек, один умер под пытками, а в тюрьме оказалось ещё около 200 обвиняемых в колдовстве. Лишь то, что обвинения, основывавшиеся на показаниях малолетних девочек, были поставлены под сомнения, позволило прекратить дальнейшие расправы.

Лишь в XVIII веке европейские правители введением новых законов сумели прекратить охоту на ведьм. Способствовало этому и улучшение условий жизни в Европе.

Последним человеком, казнённым в Европе за колдовство, считается швейцарка Анна Гельди . Женщина под пытками призналась в занятиях чёрной магией, что в совокупности с обвинением в отравлении стало причиной для вынесения смертного приговора.

Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

«Козел отпущения»

В начале 1324 года епископ Оссорский обвинил влиятельную горожанку ирландского Килкенни Алису Кайтелер сразу в нескольких преступлениях. Женщина якобы состояла в связи с «низшим демоном ада», знала рецепт смертоносных снадобий, при помощи которых травила одного мужа за другим, узнавала будущее, отрекшись от Церкви и Господа. Влияния женщины хватило на то, чтобы противостоять обвинениям, и ей удалось бежать в Англию. А вот ее служанке повезло меньше. После долгих пыток та подтвердила всё, что требовалось: якобы ее хозяйка регулярно посещает демонические оргии и является «искуснейшей ведьмой». Признание и раскаяние не спасло женщину - через год она была казнена.

Портрет настоящей ведьмы

На основе средневекового фольклора сложился первый образ ведьмы – злобной старухи. К XV веку в различных теологических трудах она превращается в роковую обольстительницу, обменявшую бессмертную душу на сверхспособности и вечную молодость. Одной из примет дьяволиц всегда считалось родимое пятно или родинки – именно они зачастую становились основными доказательствами дьявольской сущности. Если женщине с завязанными руками удавалось удержаться на воде или стойко сносить пытки, она также была обречена сгореть на костре.

Борьба с ересью

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, что именног провоцировало массовые истребления. По одной из версий, ведовские процессы стали частью начатой в XII веке борьбой с еретиками. Тогда ведьмы рассматривались исключительно в составе различных сатанинских культов. На появление «прислужников Сатаны» папская церковь отреагировала однозначно – была создана инквизиция.

Ведьмы «попадали под раздачу» тогда, когда были замечены в связи с еретиками. В других случаях выносился оправдательный приговор.

Уже к XV веку ситуация меняется – колдовство официально признается одним из исключительных преступлений, а значит, дает право инквизиции использовать любые пытки. Достаточным основанием для их применения становится элементарный донос.

Массовый психоз

Многие исследователи убеждены, что причиной «войн» стал массовый психоз. Не кажутся абсолютно убедительными перечисляемые причины – голод, эпидемии и отправление различными ядовитыми веществами, которые попадали в пищу или воду, и вот почему.

Опять вина на «СМИ»?

Мнение о том, что на массовую истерию влияло издание различных трактатов с рекомендациями по выявлению и уничтожению ведьм, кажется более состоятельными. В 1487 году по инициативе папы Иннокентия VIII выходит «Молот ведьм» - знаменитая инструкция, написанная монахами Шпренгером и Инститорисом. Переизданная за два века 30 раз книга стала главным «учебником» при проведении допросов.

В XVI веке подобных сочинений издавалось немало и многие из них «нагнетали обстановку», повествуя о мире людей, которым управляет Дьявол при помощи многочисленных ведьм.

Вот только несколько примеров массовых расправ над «ведьмами». В Кведлинбурге (Саксония) за один только день на костре сгорело 133 человека. Другой случай описывает, как силезийский палач сконструировал специальную печь, в которой сжигал не только взрослых, но и детей, обвиненных в колдовстве. Один из священников описывал творящееся в Бонне как безумство, которым охвачено полгорода: заживо сожжен влиятельный чиновник и его жена, после пыток отправилась на костер набожная воспитанница епископа, а также признанные любовниками Сатаны дети, студенты, профессора. «В царившем хаосе люди не понимали, кому еще можно доверять», - заключал очевидец.

«Салемское дело»

Самым громким стало «Салемское дело» в Новой Англии. За пару лет в небольшом пуританском городке приговор был вынесен 185 мужчинам и женщинам. Исследователи считают, что на такой маленькой территории сработал принцип «снежного кома», когда арестованные под пытками начинали рассказывать о шабашах, на которых они якобы видели других горожан.

А началось всё с попытки объяснить странную болезнь некоторых детей, которые странно себя вели.

Любое нервное заболевание в те времена чаще объяснилось как одержимость бесами, и девочки из Салема не стали исключением.

Под давлением взрослых одна из них оговорила сначала темнокожую служанку, которая часто рассказывала детям «страшилки» о вуду и языческих проклятиях, а затем нищенку и сварливую соседку, которая «давно не посещала церковь». «Снежный ком покатился», и вскоре многие жители начали припоминать о собственных несчастьях, объясняя их дьявольскими проклятиями.

Список обвиняемых разросся настолько, что для рассмотрения дел пришлось создать специальный судебный орган. В итоге 19 человек были казнены, одного забили камнями, четверо не вынесли пыток и умерли в тюрьме. Убиты были даже две собаки по обвинению в пособничестве ведьмам. Большинство исследователей склоняется к мнению, что трагедия была вызвана психическими расстройствами у девочек в результате особенностей пуританского воспитания.

Мэтью Хопкинс

Стоит сказать, что Россию «охота на ведьм» почти не затронула.

Православные иначе воспринимали женскую сущность и их меньше пугала мысль о греховности дочерей Евы.

К тому же Петр I в 1715 году велел наказывать кликуш, запрещая им огульно обвинять людей в колдовстве. Некоторые ученые уверены, что в России не охотились на ведьм еще и потому, что в стране не было таких, как Мэтью Хопкинс. Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола». Он не только выполнял частные заказы, но и выслеживал ведьм в деревнях по всей Британии, объясняя любую болезнь или происшествие их проклятием и колдовством. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно, им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался.

В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.

Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них.

5 декабря 1484 года была изданна булла Папы Римского Иннокентия VIII под названием "Summis desiderantes affectibus" (Всеми силами души), которая призывала к самому жесткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.

Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчетам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин, или, что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.

Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Лайф выяснил подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского.

Предыстория

Колдовство было известно с древнейших времен и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда еще существенно отличалось от позднехристианского и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.

Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол еще не стал центральной фигурой мировоззрения и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.

Пионером борьбы с ведовством стал Папа Римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти еще не приняли характер массовой эпидемии.

Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами – Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.

Колдовская паника

Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.

Раньше он был неким далеким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрестке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.

Написанная Шпренгером и Крамером книга «Молот ведьм» стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).

Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.

Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство – есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: «Колдун – это тот, кто вошел в контакт с дьяволом ради достижения своих целей».

Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.

Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию, по причинам, которые будут разобраны позднее.

Кто считался ведьмой

Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой - дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.

Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены еще в «Молоте ведьм», позднее к ним добавилось еще несколько:

Женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичным здесь был скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей.

Повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребенка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребенка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались еще и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорожденных младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких черных шабашах.

- «падшие женщины». В данном случае речь идет не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освященного церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником становится печальной и легко поддается влиянию злых сил.- знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в селах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства и подобное ремесло несомненно увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.

В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвиненным мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, черных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.

На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанинские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.

Суть колдовских процессов

Если поначалу еще можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвленные организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве начинали пытать, после чего она «вспоминала» своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и черных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорожденных младенцев.

Позднее эти обвинения стали активно применяться и для сведения политических счетов. В 70-е годы XVII века всю Францию всколыхнуло дело о ядах. Началось все с того, что некая маркиза де Бренвилье простодушно сообщила своему любовнику, что отравила своих родственников ради большого наследства.

Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые по пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в черных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и черных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.

В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.

В «Молоте ведьм» целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член? Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.

Нередки были и жалобы мужей на своих жен. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить и мужья просто-напросто оговаривали своих жен, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.

В целом обвинение в колдовстве было самым простым способом сведения счетов с недругами. Человеку было достаточно заявить, что он видел кого-то летающим на метле или кочерге, или слышал, как тот приносил обеты дьяволу, после чего в дело вступало следствие, которое очень активно применяло пытки, в результате чего ведьмы и колдуны рано или поздно сознавались.

Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым «ведьмы» были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идет об отравительницах. Травницы знали не только секреты лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.

Светские суды против церковных

Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.

Охота на ведьм в России

Россия как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счет шел на десятки тысяч) оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.

Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине – сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там ее функции выполнял колдун. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.

Вероятно это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.

При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из нее. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само ее существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.

При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем и колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.

В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьезные преступления, например, насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни, или же сослать в монастырь.

Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населенном пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более, что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.

Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить ее исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урожденными, т.е. родившимися с этим даром, так и учеными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.

С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.

Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьезным преступлением.

Колдовские ритуалы сопровождали людей всю их историю. С древнейших времен необъяснимые природные явления списывались на потусторонние силы, вступить в контакт с которыми могли только колдуны или ведьмы.

До распространения христианства к колдовству в Европе относились в основном спокойно. Языческие обряды германских, кельтских и славянских племен имели в своей основе магические ритуалы. Римская империя предпочитала не замечать магов и колдунов, пока те не причиняли своими действиями вред населению или государству. Все изменилось с распространением христианства в Европе.

Ересь катаров и война с колдовством

В ранние годы Церковь, конечно, осуждала занятия колдовством. Но полубезумные шаманы, прятавшиеся по лесам, мало могли навредить новой религии, и она их игнорировала.

Поворот в отношениях с ведьмами произошел в XII – XIII вв во время первых ересей. Возникшее на юге Франции течение катаров переманивало прихожан, уменьшая доходы Церкви, чем и привлекло внимание папского престола.

Жители региона были объявлены колдунами и ведьмами. Начался кровавый крестовый поход.

Понимая, что подобные ереси будут возникать постоянно, Церковь объявила масштабную войну ведьмам. Для противодействия колдунам была создана инквизиция.

Преследование ведьм началось

Почти сто лет инквизиторы боролись за чистоту веры достаточно гуманными способами. Проводились суды и расследования. Выносились приговоры. Иногда даже оправдательные.

Крупномасштабное преследование колдунов, а также обвинение в колдовстве и связях с дьяволом всех неугодных, началось при папе Иоанне XXII. Священнослужитель сразу по восшествии на престол сжег епископа из родного города.

Иоанн был по-настоящему одержим идеей уничтожить всех ведьм. Папские легаты отправлялись на юг Франции, в Швейцарию, Германию и север Италии. Число смертных приговоров в это время резко возрастает. Появляется обвинение в «еретическом колдовстве».

Как люди представляли себе ведьм

Врага надо было персонифицировать. Так как все обвинения в колдовстве в целом были ложными, то в категорию ведьм и колдунов попадали самые разные люди под самыми разными предлогами. Существовали обвинения в одержимости, нанесении порчи колдовством, сглазом и т.д.

Именно тогда сформировался классический образ ведьмы на метле; колдуньи, меняющей внешний вид и творящей зло людям.

Костры горят по всей Европе

В 60-х годах XV в уже вся Европа ловила ведьм. С особенным усердием колдунов уничтожали в Германии. Здесь даже были выпущены книги, посвященные борьбе со Злом: «Булла о ведовстве» и .

Обвиняемых арестовывали по любому поводу. Стоило соседу заглядеться на чужую усадьбу, как ее хозяин по доносу отправлялся в застенки инквизиции. Доносы распространились повсеместно. Чаще других страдали женщины, которые могли быть схвачены за косой взгляд, неправильное движение и даже за свою красоту.

Поначалу процессы вели инквизиторы. Существовало даже специальное уложение с перечнем действий, которые подпадали под определение колдовских. Однако достаточно быстро слушания по делу ведьм стали проводиться в мирских судах.

Если инквизиторский суд нередко оправдывал обвиняемых, то обычные суды наказывали почти всех.

Испытание ведьм

Особенно циничным видится поиск дьявольских отметок на теле обвиняемого и проводимые испытания ведьм.

За ведьмину отметину могли принять любую родинку, родимое пятно или дефект кожи. Все зависело от того, чего хотел судья: наказать или пощадить. В поисках отметок женщин подвергали жестоким пыткам и стригли налысо.

Распространенным испытанием было «испытание водой». Связанную женщину бросали в реку. Считалось, что вода, будучи материей чистой, сама определит ведьма перед ней или нет. Если женщина тонула, то она признавалась невиновной, так как «вода приняла ее».

Если же несчастная жертва всплывала, то она объявлялась виновной в колдовстве.

Казни, применяемые инквизиторами

Перед тем, как отправить жертву на костер, ее пытали, выбивая признание в злом умысле и колдовстве.

Казнь ведьмы через сожжение было публичным зрелищем, на которое собирался весь город. Часто мероприятия проводились в дни ярмарок и других народных гуляний.

Очень редко для казни использовали отсечение головы, утопление или повешение. Считалось, что смерть на костре является «чистой» по причине своей «бескровности», и таким образом церковники как бы прощали свою жертву и давали ей шанс на вечную жизнь.

Конец охоты на ведьм

Конец охоты на ведьм связан с развитием наук, возникновением протестантизма и Тридцатилетней войной, жестокость которой заставила европейцев по-новому взглянуть на собственную жизнь и церковные догматы.

Последняя ведьма в Европе умерла в 1782 году в Швейцарии. Ей отрубили голову.

Всего за время инквизиции было казнено примерно 100 000 человек, 20 000 из которых погибли в Германии.

Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

XV-XVII века в Западной Европе [ | ]

Несмотря на то, что упоминание о ведьмах и колдунах содержалось ещё в раннехристиаских трактатах, до XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и, в отдельных случаях, наказывалась, например - церковным покаянием . Даже в тех случаях, когда колдовство фигурировало в судебных делах, средневековое гражданское право интересовалось исключительно доказуемыми актами причинения ущерба, в которых колдовство оказывалось почти случайной составляющей, - наказанию подлежало действие, но не намерение . Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья » . По утверждению немецкого историка преследование ведьм и колдунов было теоретически подготовлено средневековой схоластикой и перенесено в практическую плоскость церковной инквизицией. Таким образом схоластическая демонология выросла из средневековой теологии, занимавшейся научным изучением ересей , т. к. против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом . Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского .

Согласно расчётам историков, гонение на ведьм возникло в 30-40-е годы XV столетия в западно-альпийских областях - в Савойе , Дофине , Пьемонте и Западной Швейцарии . По словам Иозефа Ханзена, многочисленные процессы против вальденсов , проходившие в этих местах, образовали связующее звено между еретичеством и ведовством . Поначалу практика гонения на ведьм встретила отрицательное отношение как светской, так и церковной власти. Так, в центральных областях Франции, Французские провинциальные парламенты не поощряли охоту на ведьм и после начала гонений присвоили себе исключительное право рассматривать все ведовские дела, которые часто заканчивались оправданием обвиняемого . Священники и епископы в Германии выпускали прокламации, в которых прямо запрещали обвинять кого-либо в колдовстве . Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать.

Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа, исходя из их интенсивности. Первый этап массовых гонений приходится на период с 1585 по 1595 г. Два других приходятся на время около 1630 г. и на 50-60-е годы XVII в. За это время произошло около 100 тысяч процессов и погибло около 50 тысяч жертв. Больше всего жертв было в государствах Германии , Швейцарии , Франции и Шотландии , в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию и практически не затронула Италию и Испанию . Лишь несколько процессов над ведьмами было в Америке , самый известный пример - Салемские события 1692-1693 годов . В качестве общей тенденции можно отметить перемещение волн процессов с запада на восток, так что, например, в Австрии и на востоке Центральной Европы пик преследования ведьм был достигнут сравнительно поздно, около 1680 г. Вплоть до середины XVIII в. в Центральной Европе еще судили и казнили ведьм .

Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией . В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические , законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире , Бамберге , Майнце и Вюрцбурге . В Кёльне в 1627-1639 годах было казнено около тысячи человек. Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве.

По мнению историков, в конце XVI века число процессов над ведьмами резко выросло из-за экономического кризиса, голода и роста социальной напряженности, что было вызвано увеличением численности населения и долговременным ухудшением климата в течение этого века, наряду с революцией цен . Неурожаи, войны, эпидемии чумы и сифилиса порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину этих несчастий.

Причиной того, что процессы над ведьмами стали массовыми, была также передача дел о колдовстве из церковных судов в светские, что делало их зависимыми от настроения местных правителей. Эпицентр массовых ведовских процессов был либо в отдаленных провинциях крупных государств, либо там, где центральная власть была слабой. В централизованных государствах с развитой административной структурой, например во Франции , охота на ведьм велась менее интенсивно, чем в государствах слабых и раздробленных.

При этом находились те, кто публично протестовал против преследования «ведьм». Так, немецкий священник-иезуит Фридрих Шпее в 1631 году издал труд Cautio Criminalis (Предостережение обвинителей), который представляет собой критический процессуальный анализ обвинения в колдовстве, основанный, видимо, на собственном опыте Шпее в Вестфалии в качестве «исповедника ведьм». Эта книга привела к отказу от сожжения ведьм в ряде мест, особенно в Майнце .

Восточная Европа [ | ]

Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Американская исследовательница Валери Кивельсон полагает, что ведовская истерия не коснулась православного Русского царства , поскольку православные богословы были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем католические и протестантские, и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами и ведьмами. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). .

Окончание преследований в Европе [ | ]

Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство, стала Великобритания . Это произошло в 1735 г. (Закон о колдовстве).

В германских государствах законодательное ограничение ведовских процессов последовательно происходило в Пруссии , где в 1706 году королевским указом полномочия обвинителей были ограничены. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия , доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus ». В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720-1730-х годов в Сербии.

Последним человеком, казнённым в Германии именно с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегель, обезглавленная 30 марта 1775 года в Кемптене (Бавария) .

Последней казнённой в Европе за колдовство считается Анна Гельди , казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).

Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности. В 1809 году за отравление была повешена гадалка Мэри Бейтман, чьи жертвы обвиняли её в том, что она их околдовала.

Оценки количества жертв [ | ]

Современные исследователи оценивают общее число казнённых за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40-50 тысяч человек . В некоторых странах, например Германии, в колдовстве обвиняли преимущественно женщин, в других (Исландия, Эстония, Россия) - мужчин . Вопреки распространенному мнению во многих странах и регионах Европы большинство жертв ведьмовских процессов были мужчинами .

Интерпретации явления [ | ]

Некоторые учёные отводят «охоте на ведьм» роль пережитка «тёмного» Средневековья , которому противостояла светская культура, олицетворявшая приход Нового времени и связанные с ним прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число ведущих демонологов были как раз гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами.

Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви . Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции . Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты .

Часть исследователей отождествляет «охоту на ведьм» с борьбой против пережитков язычества . Несмотря на то, что некоторые предлагаемые ими реконструкции дохристианских культов и их перенос в позднее средневековье выглядят недостаточно обоснованными, размышления в этом направлении не лишены рационального зерна. Языческие реминисценции на протяжении всего средневековья действительно были характерны для так называемого «народного христианства », и официальная церковь никогда их не приветствовала.

Некоторые исследователи видят в представлениях о ведьме-женщине отражение элементов традиционной женской субкультуры , которые затем были сильно искажены в результате внешнего влияния. По их словам:

Традиционные обвинения в ведовстве, первоначально сформированные в народной культуре и играющие в ней функциональную и стабилизирующую роль, под напором разных социокультурных и политических факторов, религиозной нестабильности и борьбы, при всестороннем участии монархии и вследствие уникальной исторической ситуации, породившей «демономанию» и «ведьмоманию» трансформировались в общественный стереотип.

Первые попытки европейских историков интерпретировать явление охоты на ведьм относятся к первой половине XIX века, тогда же было создано много оригинальных концепций, объясняющих данный феномен. Особенно интересной представляется гипотеза, согласно которой обвинения в ведовстве выдвигались преимущественно против женщин потому, что женщина была главной хранительницей ценностей устной архаической культуры, через которую они передавались новым поколениям, и именно она в первую очередь сопротивлялась христианской аккультурации . Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером , полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность, и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия , поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. Данная теория получила официальную поддержку властей в национал-социалистической Германии . Современные историки отвергают подобные концепции . Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором . Эта концепция была также пересмотрена в XX веке . Так, исследователи подсчитали, что в некоторых регионах мужчины составляли подавляющее большинство среди обвинённых в колдовстве, а обвинителями как правило выступали женщины . А. Я. Гуревич считал, что данные теории, бытовавшие в XIX веке , являются следствием культуры Романтизма , распространённого в то время .

Охота на ведьм также рассматривалась историками как своеобразная издержка модернизации , следствие и реакция на стремительный прогресс, охвативший европейское общество в начале Нового времени . Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии - идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм» - и средневековой народной культурой . В этом направлении, в частности, работал известный российский культуролог -медиевист А. Я. Гуревич , который исходит из того факта, что к XV в. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры . Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Для этого достаточно было её «демонизировать». Традиционные формы народной жизни, праздники, обычаи, которые в эпоху расцвета западноевропейского средневековья никому особенно не мешали, в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм , чёрные мессы , сатанинские культы. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена.

С этой точкой зрения перекликаются позиции ряда других авторов. Так, считает, что нарождавшийся индивидуализм приводил к желанию порвать связи соседской взаимопомощи и человек оказывался в трудном положении, так как традиционная идеология поддерживала лишь коллективистские ценности. Вера в существование ведьм, как способ переадресации вины, обеспечивала оправдание разрыва социальных контактов.

Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Столкновение двух культур было использовано в своих интересах практически всеми слоями общества. И церковь и светская власть видели воплощение всех особенностей народного миросозерцания и соответствовавшей ему практики, в корне враждебных идеологической монополии, на которую претендовали церковь и абсолютистское государство в XVI и XVII вв . Поэтому расправа над ведьмами создала обстановку, благоприятствовавшую подавлению народной культуры. По словам французского историка прекращение гонений на ведьм в конце XVII в. можно объяснить тем, что основа, на которой произрастала вера в ведовство, - традиционная народная культура - была, по сути дела, уже уничтожена . Включаясь (порой по совершенно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры - своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.

Быстрая - на памяти двух-трёх поколений, то есть в исторически ничтожный срок - перемена всей жизни, социальных, моральных, религиозных её устоев и ценностных представлений рождала в массе населения чувство неуверенности, потери ориентировки, вызывала эмоции страха и ощущение приближающейся опасности. Только этим можно объяснить интересный для исследователя массовой психологии и всё ещё до конца не объяснённый феномен истерического страха, который охватил Западную Европу с конца XV до середины XVII в. Характерно, что такие проявления этого страха, как процессы ведьм, не признавая различий между католическими и протестантскими землями, останавливаются на границах классического Ренессанса: Русь XV-XVIII вв. не знала этого психоза. <…> В атмосфере Ренессанса надежда и страх, бесшабашная удаль одних и чувство потери почвы под ногами у других тесно переплетались. Это и была атмосфера научно-технического переворота.
Страх был вызван потерей жизненной ориентации. Но те, кто его испытывали, не понимали этого. Они искали конкретных виновников, хотели найти того, кто испортил жизнь. Страх жаждал воплотиться.

В целом можно констатировать широкое разнообразие гипотез, выдвигаемых различными историками и отсутствие единой точки зрения на природу и причины массовых гонений на ведьм. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения» . По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей, исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие» .

Философское осмысление [ | ]

Современное значение термина «охота на ведьм» [ | ]

В настоящее время выражение «охота на ведьм» используется как образное обобщенное название кампаний по дискредитации каких-либо социальных групп по политическим или иным мотивам без должных на то доказательств и оснований.

Современное преследование ведьм [ | ]

В современном мире уголовное преследование за колдовство сохраняется в некоторых странах. Например, в Саудовской Аравии за магические обряды полагается смертная казнь . Причем это наказание применяется на практике: в 2011 году саудовские власти обезглавили Амину Бин Абдулхалим Нассар «за колдовство и связь с нечистой силой» . В Таджикистане за колдовство с 2008 года действовала административная ответственность, а с 2015 года ввели уголовное наказание в виде лишения свободы до 7 лет .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Законы Хаммурапи
  2. Herbert Eiden: “Vom Ketzer- zum Hexenprozess. Die Entwicklung geistlicher und weltlicher Rechtsvorstellungen bis zum 17. Jahrhundert.” Из цикла: “Hexenwahn – Ängste der Neuzeit”.(«От ереси к суду над ведьмами. Развитие церковных и светских правовых концепций до 17 века.» Из цикла: «Колдовство - страхи Нового времени» Deutsches Historisches Museum, 2002
  3. Н. Маслова. Ведовство в Европе // / Н. С. Горелов. - Азбука-классика, 2005. - С. 23-25. - 512 с. - ISBN 5-352-01402-9 .
  4. Joseph Hansen. . - Historische Bibliothek, 1900. - Т. 12. - С. 328. - 538 с. - ISBN 9785876221315 .
  5. Герд Шверхофф “От повседневных подозрений к массовым гонениям.» Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале Нового времени альманах " Одиссей: Человек в истории." М., 1996. С. 316.
  6. Н. Маслова. Ведовство в Европе. Франция // Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI - XVIII веках / Н. С. Горелов. - Азбука-классика, 2005. - С. 29-31. - 512 с. - ISBN 5-352-01402-9 .
  7. Н. Маслова. Ведовство в Европе. Германия // Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI - XVIII веках / Н. С. Горелов. - Азбука-классика, 2005. - С. 54. - 512 с. - ISBN 5-352-01402-9 .
  8. Rita Voltmer, Franz Irsigler: “Die europäischen Hexenverfolgungen der Frühen Neuzeit – Vorurteile, Faktoren und Bilanzen.” .Из цикла: «Hexenwahn – Ängste der Neuzeit”.(«Европейская охота на ведьм в период раннего Нового времени - предрассудки, факторы и противовесы» Из цикла: «Колдовство - страхи Нового времени») Ausstellung Deutsches Historisches Museum, 2002
  9. Valerie Kivelson. Torture, Truth, and Embodying the Intagible in Muscovite Witchcraft Trials // Everyday Life in Russian History: Quotidian Studies in Honor of Daniel Kaiser. Edited by Gary Marker, Joan Neuberger, Mashall Poe, Susan Rupp. - Bloomington: Slavica Publishers, 2010. - PP. 359-373.
  10. Gaskill, Malcolm Witchcraft, a very short introduction , Oxford University Press, 2010, p. 76.
  11. Scarre, Geoffrey; Callow, John (2001). Witchcraft and Magic in Sixteenth and Seventeenth-Century Europe (second ed.). Basingstoke: Palgrave, pp. 29-33.
  12. Игина Ю. Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. - Спб.: Алетейя , 2009. - С. 29. - 327 с. - ISBN 5914192749 .
  13. Walter Rummel. ‚Weise‘ Frauen und ‚weise‘ Männer im Kampf gegen Hexerei. Die Widerlegung einer modernen Fabel // Europäische Sozialgeschichte. Festschrift für Wolfgang Schieder (Historische Forschungen 68) . - Berlin: Duncker und Humblot, 2000. - ISBN 9783428098439 .
Включайся в дискуссию
Читайте также
Летучая мышь толкование сонника
Как перейти из одной яви в другую
Руны для выигрыша в лотерею Руническая формула для победы в конкурсе