Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм царицы хатшепсут в дейр эль бахри. Храм хатшепсут в луксоре. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Не услышав пения от поющих колоссов Мемнона, замолчавших почти две тысячи лет назад, я получил неудовольствие от «пения» иного рода. Ко мне, навострившему глаза и уши в направлении древних изваяний, начал приставать торговец-бедуин, на товар которого я по неосторожности бросил косвенный взгляд, проходя мимо к поющим достопримечательностям.


Чуть замолкнув, пока мною запечатлевались колоссы, он вновь активизировался, когда я направился назад к своему автобусу.

Язык бедуинов я знал значительно хуже древнеегипетского, но из жестов и сбивчивых обращений египтянина я понял, что он искренне желает продать мне какой-нибудь недорогой египетский сувенир, необходимый мне для обретения полноты счастья.

Предложение его выглядело для меня не очень заманчивым, поскольку местными сувенирами я намедни уже успел закупиться, да и цена в 20$ за троицу изготовленных явно не из натурального камня пирамидок была, мягко говоря, высоковатой.

Торговец, очевидно, был возмущён несговорчивостью скуповатого русского туриста, но, тем не менее, предложил скидку на товар, снизив цену вдвое, до 10$.

Я к тому времени, пообщавшись с другими бедуинами и небедуинами в ходе стремительных перемещений по египетским городам и весям, уже научился стилю общения с этими малоуважаемыми представителями египетского прилавка. Не торговаться с ними – себя не уважать! Меня даже взял азарт: а насколько удастся на сей раз снизить первоначальную цену за товар к завершению торгов?

В общем, измотанный от бесконечных препирательств египтянин сдался, предложив, как последнюю, цену в 5$.

Я же и не думал сдаваться, поскольку знал, что нормальная цена этим «древностям» - не больше 3$.

Из своих широченных штанин дубликатом бесценного груза вытащил я помятый бумажный доллар и предложил египтянину ненатуральный обмен на его ненатуральные камни, цинично покрутив старой купюрой возле носа оторопевшего от неожиданности бедуина.

Наконец, уже встав на первую ступеньку автобуса, я лихо выхватил пирамидки, которые всё же решил приобрести для не самых дорогих своих знакомых, и сунул торговцу американскую деньгу. Тот махнул рукой и пошёл восвояси, явно не довольный результатами сделки.

Собравшиеся в передней части салона автобуса туристы, которые наблюдали эту сценку, дружно зааплодировали, а гид признал, что редко можно встретить приезжего, который, торгуясь с местными, смог бы снизить цену на товар в 20 раз.

В общем, я испытал в этот момент Минуту славы. Думаю, гид будет и в дальнейшем рассказывать об этом случае всё новым поколениям туристов. Вполне возможно, что моё имя станет даже легендарным, поскольку история обрастёт, как водится в таких случаях, некоторыми преувеличениями.

Скажем, согласно легенде, некий «руссо туристо», по имени Искандер, смог сторговаться здесь, неподалёку от колоссов Мемнона, с местным чёрным копателем, и приобрёл у него мумию какого-нибудь Рамсеса или Аминхотепа за 1 биткоин, который на поверку оказался обычным российским рублём.

Его-то и принял доверчивый абориген за дорогую криптовалюту. С тех пор, по слухам, ловкий русский прохиндей скрывается где-то в компании с мумией. В Египте его больше никто не видел. А бедный бедуин вскоре от расстройства умер и превратился в камень, напоминающий сгорбленную фигуру человека, скорбящую неподалёку от Колосса Мемнона. Иногда, когда задует северо-западный ветер из далёкой России, камень издаёт заунывный звук. Кое-кто принимает его за пение Колосса Мемнона, но это душа обманутого бедуина негромко напоминает о неблаговидном поступке россиянина.

Так что, если, бороздя бескрайние просторы Аравийской пустыни, вы услышите историю обмана бедного и наивного торговца-бедуина, то знайте, кто прототип главного героя, где он поживает, чем добра наживает и пр. и пр. В общем, чувствую, грядёт уже не Минута славы, а что-то более долгоиграющее!

Но пора, пожалуй, из времён нынешних перенестись к временам древним, тем более что переноситься от Колоссов Мемнона в Долину царей - дело вовсе нетрудное. Расстояние здесь небольшое – 10-15 минут езды на автобусе.


Город Фивы (современный Луксор), откуда веду я репортаж, и где, собственно, находится Долина Царей, длительное время играл роль столицы Верхнего Египта, а в период Нового царства (15-10 вв. до н.э.) и вовсе стал столицей всего Египта. Здесь проживали обеспеченные царственные особы, которых после завершения их земного пути следовало снабдить достойным местом упокоения.

Идея организации некрополя для царей принадлежала, как полагают, Тутмосу I, который правил Египетским царством в 15 в. до н. э.
Правитель не без оснований боялся, что его усыпальницу разграбят, а потому выбрал себе не привычную и весьма приметную пирамиду, а особое место упокоения – склеп, выбитый в скале, далеко от основных захоронений. Примеру Тутмоса I последовало большинство фараонов в течение последующих 500 лет, что и привело к созданию этого некрополя, получившего название «Долина царей».

Расчёт Тутмоса и его последователей оказался, впрочем, наивным. Почти все гробницы фараонов разграбили ещё в древности некультурные древние мародёры.

«Повезло», как известно, лишь одному, возможно, самому невыдающемуся из всех фараонов – Тутанхамону, который взошёл на престол ещё ребенком – в возрасте 8-10 лет, а погиб в 19. Однако благодаря сенсационной находке команды Г.Картера и лорда Карнарвона в 1922 г. этот юноша получил всемирную известность.


Говорят, Картер потратил немало времени, чтобы обнаружить гробницу, и уже готов был сдаться. Но в итоге, его труды не пропали даром. Вместе с гробницей он обнаружил множество сокровищ наряду с мумией фараона в нескольких гробах и трёх саркофагах, которые сейчас хранятся в Каирском египетском музее.

Я, когда приближался к первой гробнице Долины царей, невольно вспомнил о легендарном «проклятии фараонов». Суть легенды состоит в том, что проклятие фараонов постигает всякого, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта. Проклятие преимущественно связывается со случаями смерти участников экспедиции Картера, которые имели место в течение нескольких следующих лет после вскрытия могилы Тутанхамона.

Учитывая мою склонность к мистическим переживаниям, вы можете представить характер ощущений вашего покорного слуги перед посещением царских склепов. Приободрил, впрочем, меня тот факт, что за три дня до описываемых событий я уже побывал в погребальной камере одной из пирамид в Гизе и ничего, остался жив и относительно здоров. Может быть, только потому, что на тот момент я ещё не знал о реальной опасности проклятия фараонов. Как говорится, меньше знаешь – крепче спишь!

Скажу откровенно, что последние приюты правителей в Долине царей выглядят более удобными и эстетичными, нежели чем гробницы фараонов и фараонш Древнего царства. Гробница в Гизе мне показалась тесной и дискомфортной. Представляю, как там лежалось в течение веков покойному фараону!

Здесь, в Долине царей, хоть и жарит солнце почти целый год, да так, что мама не горюй, но зато в самих гробницах прохладно, относительно просторно, довольно уютно, стены эстетично украшены росписями. В общем, налицо очевидный прогресс.


Видимо, не случайна поэтому такая «густонаселённость» усопшими фараонами всей этой местности. Кто откажется навечно приютиться в столь привлекательных условиях?!

Кстати, если не были бы склонны фараоны к излишествам в ином мире, которые в виде набора утвари, магических фигурок, украшений, драгоценных саркофагов и пр. помещали в гробницы, то лежали бы они по сей день в комфортабельных гробницах и в ус себе не дули, и не дули б в бороду. Скромность, как говорится, украшает человека и, оказывается, ещё и спасает от алчных «любителей древности». Ведь именно сокровища гробниц стали причиной разграбления основной части захоронений.

На сегодняшний день в Долине царей обнаружено 65 гробниц. Каждой из них присвоен порядковый номер, начинающийся с букв KV (Kings Valley). Нумерация идёт в порядке их обнаружения, начиная с гробницы Рамзеса VII - KV1.


Большинство из них является местом захоронения фараонов, но в каких-то были похоронены вельможи или члены семьи фараонов. Некоторые из гробниц до сих пор не опознаны. Я, к сожалению, не смог сдвинуть с мёртвой точки этот вопрос из-за ограниченности времени пребывания в этом месте.

Всего я посетил пару гробниц. Они оказались однотипными. Фрески в них сохранились очень хорошо. Мне даже показалось, что они были подвергнуты реставрации. Правда, гид на мой вопрос по этому поводу ответил тем, что фрески подлинные, никто их не восстанавливал. Однако интуиция прожжённого египтолога подсказывает мне, что руки реставраторов всё же касались этих древних изображений.


Одно плохо, что фотографировать помещения гробниц строго запрещено. Гид запугал меня и спутников тюрьмой, огромным штрафом, а при рецидивной попытке запечатлеть увиденное - замуровыванием в одной из наиболее плохо сохранившихся погребальных камер.

Я, в тот момент ещё не успевший донести суровую правду о своих впечатлениях по поводу египетских странствий читателям «Турбины», естественно, не готов был не только сидеть в дискомфортных условиях египетской тюрьмы, но и даже увековечиваться в царских условиях гробниц.

И всё же не гробницы фараонов в Долине царей запомнились в наибольшей степени в этот день, а Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Для того, чтобы убедиться в этом, очередной раз придётся переместиться, теперь уже из Долины царей в соседнюю долину – Долину цариц.

Здесь находятся захоронения членов семей фараонов. Их гробницы не были, скорее всего, такими же богатыми, как гробницы фараонов, но они также становились целью для мародеров.
Считают, что самая красивая гробница принадлежит царице Нефертари.


Она богато украшена статуями и барельефами. Однако сейчас эта гробница закрыта для туристов, потому что ученые опасаются за её сохранность. Я тоже опасаюсь, поэтому посмотрел на гробницу Нефертари лишь издали. Тем более что главной целью на тот день был, напоминаю, Храм царицы Хатшепсут.

Подъезжая к всемирно известному храму, стоит обратить внимание на совсем неприметные, плохо сохранившиеся постройки. Это остатки более древнего храма фараона Ментухотепа I, правившего Египтом около 2133-2117 до н. э.


По некоторым данным, этот храм послужил отправной точкой при проектировании архитектором Сенмутом храма для царицы Хатшепсут.

Но главной доминантой в пустынной долине Дейр Эль-Бахри является погребальный храм царицы Хатшепсут. Имя её переводится как «первая среди знатных дам». И на самом деле, хотя Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Древнего Египта, но она - единственная из всех – вошла в историю как выдающийся правитель, а время её правления – это по-настоящему золотой век Египта.

Она покровительствовала искусству, восстанавливала разрушенные святыни и достопримечательности и даже лично возглавила военный поход против врагов царства.


Хатшепсут принадлежала к XVIII династии фараонов и царствовала в начале XV в. до н. э. Она была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой фараона Тутмоса II. Он, к слову, приходился ей родным братом. Но не будем строго судить женщину, ведь и в последующие эпохи близкое родство не являлось препятствием для брака многих царственных особ.
Хатшепсут пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа. Впрочем, пофараонить Тутмосу II с женой было суждено недолго, менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей.

Однако уже успев вкусить сладость власти, она через 18 месяцев своего регентства при поддержке жречества отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования. «Не тут тебе место, Тутмос!» - очевидно, сказала мачеха пасынку. Действительно, как без высшего царского образования руководить страной?!

Как и все фараоны, Хатшепсут подумывала о жизни после смерти. С этой целью она решила построить заупокойный храм, который возводился 9 лет под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.


Не могу точно охарактеризовать Сенмута как советника царицы и воспитателя её дочери, поскольку не застал его при жизни, но архитектором он, действительно, был отменным.

Частично высеченный в скале, имеющий ширину фасада около 40 метров, храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри даже сейчас в полуразрушенном состоянии производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира.


Это сейчас окрестности храма – безводная пустыня. В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов.

Сохранились пни высаженных вдоль неё деревьев. Вот эта табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были когда-то привезены царицей из страны Пунт.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Сказать, что он не любил свою мачеху – ничего не сказать! Он её люто ненавидел. Представьте себя на месте царевича, если у вас на 15 лет увели из-под носа престол.

Нетрудно догадаться, что придя к власти, Тутмос приказал переписать все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все её деяния и памятники стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

Но нас-то с вами, проницательных людей, этим откровенным плагиатом так просто не проведёшь!

Несмотря на «старания» Тутмоса III, храм Хатшепсут оставался и позднее важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу.


Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Первым, кто начал планомерные исследования этого района в конце 19 в., был Эдуард Навилль. То, в каком состоянии застал он храм Хатшепсут, наверное, не давало ему возможности даже предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить. Ведь многие фрагменты скульптур и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса. Их работа продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Благодаря их стараниям, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут.

Что касается захоронения Хатшепсут, то она сама совершила ошибку, отказавшись от тайной гробницы царицы, высеченной в труднодоступном ущелье фиванского некрополя. Тем самым она отдала своё погребение на растерзание грабителям.

Однако останки царицы спасли жрецы, спустя пять веков после её смерти перепрятав тело в крохотной гробнице царской кормилицы Сатра-Ин. Плохо сохранившаяся мумия женщины, умершей на шестом десятке лет, страдавшей от тяжелого онкологического заболевания, оказалось, принадлежала именно Хатшепсут. Это в 2007 году подтвердил и генетический анализ, проведенный в Египетском музее в Каире.


И тут я вновь не удержусь, чтобы очередной раз не блеснуть знаниями древних языков. На сей раз - древнеегипетского. Царица обращается к нам в надписи на подножии одного из своих обелисков:

«Вот мечется сердце моё туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила. Не говорите: «Мы не знаем, как воздвигли это? Как гору золота сотворили, словно было то делом обычным?» Не говори, что это похвальба, но скажи: «Как похоже это на неё, как достойно отца её, бога Амона!»

Что ж, я, пожалуй, скажу за людей, чтобы сердце Хатшепсут, наконец, прекратило метаться. Твой Джесер Джесеру, («священнейший из священных»), царица, – творение уникальное! Совершенство его таково, что можно ставить твой храм в один ряд с афинским Парфеноном.

И хотя кому-то, возможно, воссоздаваемый ныне храм покажется не вполне аутентичным, мне же интереснее воспринимать этот архитектурный шедевр древности в его максимально приближённом к оригиналу виде, чем в виде благородных развалин.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила - своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена - словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н.э. был выстроен - точнее, встроен в природную стену - поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» - «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) - доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут - регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе - узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы - лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции - три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения - портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них - в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон - в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, - действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.


При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него - на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.


Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет - имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор - «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет - это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» - женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту - покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон - архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Вход-пилон.
  • Пандусы.
  • Террасы.
  • Крытые первый и второй дворы.
  • Колоннада верхнего уровня
  • Часовни Хатхор.
  • Нижняя и верхняя часовни Анубиса.
  • Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.
  • Святилище Амона.
  • Гробница Сененмута.
  • «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма - в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
  • До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» - «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны - Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта - побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
  • Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия - останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
  • Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни - на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис - на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.

Историческое название региона: Верхний Египет.

Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.

Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н.э.

Язык: арабский.

Денежная единица современного Египта:египетский фунт.

Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.

Длина: 240 м.

Ширина: до 100 м.

Ширина дороги процессий: 37 м.

Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный.

Средняя температура января: +14,4°С.

Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив.

Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.

В Карнакском музее в большом дворе есть священное озеро, на берегу которого на мраморной колонне восседает жук–скарабей, исполняющий желания. Вечерний Карнакский храм освещается и наполняется музыкой.

Координаты : 25.71960400,32.65579600

Карнакский храм

Карнакский храм - один из самых удивительных и древнейших религиозных комплексов в мире. Храм был построен в честь бога Амона-ра и его жены Мут в XVI веке до нашей эры, его возведение продолжалось в течении более чем 1000 лет.

Около 30 фараонов внесли свой вклад в развитие комплекса, достраивая новые храмы и другие объекты.благодаря чему храм занимает площадь в 80 гектаров. Несмотря на то, что с течением времени храм перенес значительные разрушения, он не стал менее величественным. Храм внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является крупнейшим музеем под открытым небом. Комплекс включает в себя несколько храмов, статуй и "ботанический сад" - открытый двор, на стенах которого изображены растения и экзотические животные. В глубине комплекса можно увидеть огромный обелиск из красного гранита высотой в 35 метров. Также на территории находится священное озеро, с которым связано много историй и ритуалов. Кроме того, каждый вечер здесь проводится световое шоу, где можно познакомиться с историей самого древнего религиозного центра Египта.

Координаты : 25.71958500,32.65578700

Храм Нефертари

Храм Нефертари расположен к северу от знаменитого храма Рамсеса II. Данное сооружение являлось святилищем, построенным в честь царицы Нефертари, супруги фараона.

Удивительный фасад храма образован из шести колоссов, высота которых равна десяти метрам. Две фигуры изображают Нефертари, а четыре из них – царя. Царица увенчана короной, состоящей из двух рогов и перьев, между которыми расположен солнечный диск. Нефертари является воплощением покровительницы Нубии и богини неба.

Рядом с царицей расположены небольшие фигуры дочерей фараона, а около Рамсеса – сыновей. При входе в храм Рамсес протягивает цветы своей царице, изображенной в образе красивой богини Исиды. На обратной стороне ворот царь защищает свою Нефертари, поражая азиатов и нубийцев, воздает почести Хору и Амону-Ра и облагает вражеских людей данью.

Координаты : 25.73040100,32.61299400

Храм Хатхор в Кене

Храм, посвященный богине Хатхор, является одним из лучших примеров храма эпохи Позднего Египта. До наших дней сооружение дошло практически неповрежденным, потому что почти все время оно находилось под песками. Обнаружил его Огюст Мариетт в XIX веке.

Хатхор – дочь солнечного божества, которая ассоциируется у египтян с символом женственности и материнства. Даже сегодня в храм приходят поклониться богине и попросить здоровья для своих детей.

В храме можно найти много красивых астрономических изображений, что подчеркивает неразрывную связь богини с небом. У внешней стены храма изображена Клеопатра, которая сопровождает своего сына Цезариона на молитву в храм.

На территории храма во время раскопок были обнаружены останки старинной христианской базилики.

Находится храм в Кене, неподалеку от Луксора.

Координаты : 26.14311100,32.67016400

Луксорский храм

Луксорский храм - величайшее архитектурное творение древнеегипетской цивилизации, воздвигнутое в честь бога Амона, также известного как Ра.

Храм известен красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений: рельефы, изображающие битву Рамсеса при Кадеше, стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет, внутренние помещения покрыты сценами эпохи Аменхотепа III.

Кстати, о празднике Опет. Его проведение было одной из главных функций храма. Во время праздника жрецы несли из Карнакского храма три священные ладьи Амона, Мут и Хонсу и совершали тайные ритуалы, посвященные празднику урожая.

Координаты : 25.69985500,32.63943000

Храм Сети I

Храм Сети Первого в Абидосе - крупнейший из сохранившихся здесь храмов. Он был построен из песчаных блоков и известняка в форме буквы L. В храме имеется 7 святилищ, тогда как в других их традиционно 1 или 3. Уникальное трехуровневое сооружение было возведено в период правления фараона Сети, однако строительство первого гипостильного зала и украшение двора завершил Рамзес Второй - его сын и преемник.

Гипостиль - зал с крупными колоннами, на стенах которого имеются барельефы с изображениями «Владыки Вечности» - Осириса. На многих рельфах сохранился их первоначальный цвет. Стены галереи Царей содержат хронологические материалы: на одной стене представлен перечень 120 древнеегипетских богов и их главных храмов, а на другой - список 76 фараонов, правивших до Сети Первого.

Огромный культурный и исторический интерес представляет художественное оформление всего храма. Особенно красивыми являются рельефы.

Координаты : 25.73261400,32.62835400

Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

Координаты : 25.74644300,32.60514000

Храм Хатхор в Дендере

Древний города Дендера (по-гречески Тентирис) был одним из наиболее древних и известных городов Египта. На протяжение многих лет Дендера являлась центральным культовым центром богини Хатхор, символа любви и радости. Великолепный храм, где помимо Хатхор также поклонялись ее супругу Гору и ее юному сыну Ихи (богу музыки), признанно считается одним из лучших египетских памятников, сохранившихся до наших дней. Главные торжества в честь Хатхор всегда совпадали с крупным Новогодним праздником.

Координаты : 26.14166700,32.67027800

Храм Тота в Луксоре

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.

Координаты : 25.68000000,32.65000000

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра - наиболее значительное сооружение древнеегипетского комплекса Ипет-Исут, расположенного в Карнаке и вошедшего в перечень ЮНЕСКО.

Храм имеет 10 пилонов, длина самого крупного из которых составляет 113 метров, ширина - 15 метров, а высота - порядка 45 метров. Строение занимает площадь в 30 гектаров и поражает своей грандиозностью, великолепием и гармоничностью.

Храм соединяется с такой же знаменитой Луксорской трехкилометровой легендарной аллей Сфинксов. На территории сооружения возвышаются огромные колонны, украшенные искусными барельефами с изображением богов и фараонов. Здесь можно полюбоваться сохранившимися колоссальными обелисками и статуями.

Помещения храма разделены на три обнесенные стенами части, посвящённые богам Амону, Монту и Мут. Первая часть содержит святилища богов Амона-Ра, Хонсу, Ипет, Птаха и фараонов Аменхотепа Второго и Рамзеса Третьего, а также «священную барку» Рамзеса Второго. Также здесь можно увидеть Белую, Красную и Алебастровую капеллы. У центрального здания находится Священное озеро, питаемое грунтовыми водами. Оно окружает храм богини Мут.

Координаты : 25.71949800,32.65533700

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут – роскошный архитектурный комплекс, посвященный царице Хатшепсут, раскинулся у подножия скал Дейр эль-Бахри. Появление в череде правителей Египта женщины-фараона – весьма неординарное событие, вот почему строение и расположение храма весьма необычны.

В древности заупокойный храм царицы Хатшепсут назывался иначе – Джесер Джесеру, что переводится как "Священнейший из священных". Его строительство продолжалось в течение девяти лет.

Помимо самой Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, отцу правительницы Тутмосу I, возведенному в ранг божества, а также Анубису, проводнику в загробный мир, и великой защитнице умерших Хатхор Иментет. Некогда перед храмом был разбит пышный сад, с экзотическими деревьями, кустами и небольшими бассейнами.

Уникальные рельефы храма, выполненные искусными мастерами, рассказывают об основных этапах царствования этой великой, энергичной и талантливой женщины.

Координаты : 25.73823600,32.60667900

Луксорский храм

Луксорский храм, расположенный на правом побережье Нила, представляет собой руины центрального святилища Амона-Ра. Монументальный храм, посвященный богам Амону, Хонсу и Мут, - яркий образец архитектуры 16-11 веков до нашей эры - эпохи Нового царства. Грандиозное сооружение восхитительно по своему масштабу, торжественности, гармоничности и красоте.

Храм соединен с Карнакским храмом 3-километровой аллеей Сфинксов.

Самая древняя часть святыни с залами, которые украшены надписями и монументальными барельефами, была основана во времена правления Аменхотепа Третьего. Затем царями 9-й династии был добавлен двор с колоннадой и скульптурами фараонов. Потом Рамзесом Великим был пристроен пилон, на котором изображены сцены его военных подвигов. Четыре колосса и обелиск украшают северный вход здания.

Координаты : 25.68390300,32.62844000

Руины храма Оcириса

Руины храма Осириса привлекают в Люксор туристов из многих стран. Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.

Координаты : 25.74080900,32.60187000

Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.

Координаты : 25.68001400,32.60998500

Храм царицы Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.

Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.

Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте - от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.

Координаты : 25.72908600,32.62991000

Храмы Абидоса

Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.

Центральная достопримечательность Абидоса - храм Сети I, повященный второму фараону XIX династии (1290- 1279 гг. до н.э.). Этот правитель запомнился не только как удачливый завоеватель, но и как строитель храмов, богато украшенные прекрасными скульптурами и тончайшей работы иероглифами.

Храм Хатшепсут (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Хатшепсут занимает одно из важнейших мест среди всех достопримечательностей Египта. Это величественное строение расположено в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри. О значении храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры. Стоит отметить, что внешний вид храма сильно отличался от всех масштабных зданий того времени своей воздушностью и большим количеством скульптур. Храм Хатшепсут не выглядит столь грозно, как многие другие египетские достопримечательности.

О значении египетского храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры.

Женщина-фараон Хатшепсут - это одна из первых известных дам в мировой истории. Помимо того, что Хатшепсут была прекрасным правителем, она еще и понимала ценность искусства и воздвигла огромное количество памятников по всей стране. Кроме того, она восстановила разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамсес II Мериамон. Во время ее правления Египет процветал. Хатшепсут была настолько сильной личностью в прямом и переносном смыслах, что даже лично возглавляла один из военных походов во время своего правления.

Удивительно, но место для храма Хатшепсут было выбрано не случайно, а с помощью точных расчетов. Он находится на оси Карнакского храма Амона и в то же время очень близко от гробницы, которая была предназначена для самой Хатшепсут в Долине царей с другой стороны горы. Над созданием этого храма трудился главный зодчий Сененмут. Сейчас храм Хатшепсут находится практически в пустыне - поблизости нет ни одного дерева, а когда-то эта территория была настоящим садом с экзотическими растениями и бассейном. Фрески на стенах храма рассказывают о времени правления Хатшепсут, происходивших событиях. Здесь можно увидеть и сцены из жизни и изображения богов.

Храм Хатшепсут постепенно стал местом паломничества для многих людей. На его стенах ученые нашли очень много надписей с просьбами об исцелении или о помощи.

В период раннего христианства в храме располагалась коптская церковь. Спустя многие годы строение превратилось в руины. Египтолог Эдуард Навилль в 1891 году первым из всех ученых начал реконструкцию храма. Правда, он не особенно верил в успех: восстановить храм Хатшепсут было крайне сложно, поскольку многие детали достопримечательности были вывезены из Египта. Но благодаря стараниям польских реставраторов храм все-таки удалось возродить. Кстати, работы по восстановлению идут до сих пор.

Практическая информация

Имейте в виду, что храм Хатшепсут расположен практически в пустыне и температура воздуха очень высокая. Комфортнее всего посетить эту достопримечательность зимой, весной или осенью. В любом случае стоит взять с собой побольше воды и одеться в удобную одежду.

Адрес: Desir al-Bahri, Thebes, Luxor

Заупокойный храм царицы Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута.

Факты

  • Храм был разрушен пасынком царицы Хатшепсут Тутмос III (отгадайте почему)
  • Царица Хатшепсут изображалась везде, в том числе на стенах своего храма в мужском облачении фараона, в том числе иногда с накладной бородой
  • Реставрацией храма занимался Говард Картер (тот самый, что в последствии открыл гробницу фараона Тутанхамона)

Царица Хатшепсут и ее велокое творение

Скульптурный портрет Хатшепсут, дочери Тутмоса I, из Дейр эль-Бахри (сейчас находится в Каирском музее). После смерти брата, Тутмоса II, Хатшепсут на 21 год стала регентшей при своем пасынке Тутмосе III, присвоила себе мужской титул Царь Египта и повелела изображать себя с мужскими атрибутами (в частности, с накладной бородой).

Храм Хатшепсут, который носил имя «Джесер-Джесеру», «cвященнейший из священных», в настоящее время является наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Храм, пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции , позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен ему в древние времена.

Строительство храма Хатшепсут заняло 15 лет , но изучение памятника выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных расчетов – храм находился на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (KV 20) с другой стороны горы.

Как и в случае с храмом Ментухотепа II, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу канала, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, с двумя осирическими колоссами по бокам, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) – ритуальные сцены охоты и рыболовства.

Реконструкция храмового комплекса

Фараон-строитель

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя, прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти.

Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона - богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
Что такое по фэншую. Фэн-шуй квартиры. Классическое местоположение жилища в Фэн-шуй
Что значит хорошая сильная эгрегориальная защита