Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хадисы о пользе чтения корана. Хадисы про коран. Достоинство чтения суры "неверные"

Передал Байхаки от Абу Хурайры

"فضل القرأن على سائر الكلام كفضل الرحمان على سائر خلقه"

«Высокочтимость и достоинство речи Всевышнего над речью Его творений такое же, какова высокочтимость и достоинство Самого Аллаха над Его творениями»

Передал Хаким от Ибн Масъуда , что Пророк, да благословит его Аллах, сказал:

"من قرأ حرفا من كتاب الله فله به حسنة والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول الم حرف ولكن ألف حرف ولام حرف وميم حرف"

«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздается десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» — буква, «Лям» — буква и «Мим» — буква».

Также передал Ахмад от Муаза сына Анаса

"من قرأ القرأن وعمل بما فيه ألبس والداه تاجا يوم القيامة ضوؤه أحسن من ضوء الشمس في بيوت الدنيا لو كانت فيكم، فما ظنكم بالذي عمل بها"

«Тот, кто прочитал Коран и действовал в соответствии с его содержанием, в День воскресения его родителям будет дано носить корону, свет (которой) лучше, чем солнечный свет в жилищах этого мира, если бы оно было среди вас. Итак, (если его родителям дается такая высокая степень, то), что вы думаете о том, кто действует в соответствии с Кораном?

Передал Ахмад от Тамими , что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من قرأ بمائة آية في ليلة كتب له قنوت ليلة"

«Кто прочтет сто аятов ночью, тому записано будет служение Богу на протяжении всей ночи»

Также передал Хаким от Абу Хурайры , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من قرأ في ليلة مائة آية لم يكتب من الغافلين"

«Кто прочтет ночью сто аятов Корана, тот не будет записан в беспечные, а будет записан в набожные»

Передал Дайлями от Амра сына Шуайба , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"إذا ختم العبد القرأن صلى عليه عند ختمه ستون ألف ملك"

«Когда раб заканчивает (чтение) Корана, в это время шестьсот тысяч ангелов благословляют его»

Передали Абу Дауд и Насаи от Анаса , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن كمثل الأترجة ريحها طيب وطعمها طيب، ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرأن كمثل التمرة طمعها طيب ولا لها، ومثل الفاجر الذي يقرأ القرأن كمثل الريحانة ريحها طيب وطعمها مر، ومثل الفاجر الذي لا يقرأ القرأن كمثل الحنظلة طعمها مر ولا ريح لها، ومثل الجليس الصالح كمثل صاحب المسك إن لم يصبك منه شيء أصابك من ريحه، ومثل الجليس السوء كمثل صاحب الكير إن لم يصبك من شرره شيء أصابك من دخانه"

«Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Грешник, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а грешник, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус. Хороший друг подобен продавцу муска (мускуса), даже если ты не будешь покупать муск, то хорошего запаха все равно не избежать. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма все равно никуда не денешься».

Передал Ахмад от Абу Хурайры что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من استمع إلى آية من كتاب الله كتبت له حسنة مضاعفة، ومن تلا أية من كتاب الله كانت له نورا يوم القيامة"

«Тому, кто прослушал чтение одного аята из Корана, запишется вознаграждение, увеличенное несколько раз. А тот, кто прочтет этот аят, в Судный день станет светом (нуром), озаряющим его путь в Рай».

Также Табарани передал от Анаса , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من علم ابنا له القران نظرا غفر له ما تقدم من ذنبه وما تأخر، ومن علمه إياه ظاهرا فكلما قرأ الابن آية رفع الله بها للأب درجة حتى ينتهي إلى آخر ما معه من القرأن"

«Тот, кто обучит своего ребенка читать Коран, тому прощаются прошедшие и нынешние грехи, а тот, кто обучит ребенка учить наизусть Коран, с каждым прочитанным ребенком аятом, Аллах будет поднимать степень отца, и так до окончания Корана»

Передал Дайлями от Абу Умама , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"حامل القرأن حامل راية الإسلام، ومن أكرمه فقد أكرمه الله، ومن أهانه فعليه لعنة الله"

«Знающий Коран наизусть является знаменосцем Ислама, того, кто окажет ему почет, почтит Аллах, а тому, кто оскорбит его, проклятие Аллаха».

Передали Тирмизи и Насаи от Анаса , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"عرضت علي أجور أمتي حتى القذاة يخرجها الرجل من المسجد وعرضت علي ذنوب أمتي فلم أر ذنبا أعظم من سورة من القرأن أو آية أوتيها رجل ثم نسيها"

«Мне было показано вознаграждение моих последователей, и среди них была награда за грязь, которую выносят из мечети, и были мне показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот (грех) человека, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их».

Передал Абу Давуд от Саъда сына Убадата , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"ما من امرئ تعلم القرأن ثم نسيه إلا لقي الله يوم القيامة أجذم"

«Тот, кто, выучив Коран, потом забыл его, в День Суда предстанет перед Судом Аллаха как прокаженный»

Передал Яфии , что Ахмад бин Ханбал сказал:

رأيت رب العزة في منامي فقلت: يا رب بم يتقرب إليك المتقربون؟ قال: بكلامي، فقلت: بفهم أو بغير فهم قال بفهم وبغير فهم.

«Я увидел Всевышнего во сне, и спросил его:

«О, мой Господь! Как приближаются к тебе приближенные рабы твои?»

Господь сказал:

«С помощью Корана»

Затем я спросил:

«Понимая смысл или не понимая?»

Он (Господь) ответил:

«Понимая и не понимая смысла».

Несколько побуждений

Первое: Поистине, чтение Корана, следя за текстом глазами, является наилучшим, чем поминание Аллаха, которое не связано с временем и местом [то есть, чтение которого не связанно с временем и местом, а что касается того зикра, который обособлен временем или местом, то наилучшим является его чтение в отведенное для него времени, чем чтение Корана в это время].

Наилучшим является чтение Корана в намазе, ночью, в конце второй половине ночи, между ночным и утренним намазами, в драгоценных периодах времени.

Желательно читать Коран с соблюдением тартиля, также желательным является и не арабам, которые не понимают смысла. Тартил - это переход от (чтения, произношения) одной буквы на другое, плавно, медленно без остановок. Одна буква, прочитанная с тартилем драгоценнее, чем две буквы, прочитанные с отсутствием тартиля.

Ибну Аббас сказал: «Чтение одной суры с соблюдением тартиля мне предпочтительнее, чем чтение всего Корана без тартиля».

Часть Алимов сказали: «Желательно соблюдать паузу вначале каждого аята», этого мнения придерживаются и Абу Амр аль Кариъ.

Предпочтительным является читающему Коран, читать с размышлением и смиренностью, так как это является целью, и требованием, и очищает сердца.

Малик бин Анас сказал: «Как много читающих Коран, которых проклинает (сам) Коран».

Полезное примечание:

قال في المجموع: الاشتغال بحفظ ما زاد على الفاتحة أفضل من صلاة التطوّع، وأفتى بعض المتأخرين بأن الاشتغال بحفظه أفضل من الاشتغال بفرض الكفاية من سائر العلوم دون فرض العين منها

В книге « Мажмуъ » сказано: «Изучение сур из Корана помимо суры аль-Фатиха лучше, чем желательный намаз. Некоторые из поздних ученых вынесли решение, что изучение Корана лучше, чем изучение некоторых наук, которые являются фардом кифая , а не фарзуль айн.

Второе: Поистине, забвение одной буквы или аята является большим грехом, если даже забытье будет по причине занятости изучением обязательных знаний.

Третье: Поистине, тот, кто после совершеннолетия выучил Коран, будь то совершенным образом или средним, или же любым другим, как например, с запинками или с множеством ошибок, обязан находиться в этом состоянии (не забывать заученное), и ему запрещено снижать уровень (то есть, ему запрещено забывать что-либо из выученного).

Четвертое: Поистине, запрещено без какой-либо причины разрывать что-либо, на чем написан текст (из) Корана, также глотать что-либо, на чем написаны строки из Корана, дозволенным является, есть , и пить воду со стертой надписью.

Запретным является оставлять на полу Коран, не подняв его, направлять ноги в сторону Корана, класть дирхамы в Коран и также в шариатские книги.

Так же, как желательным является вставать при входе алима, желательно вставать и когда Коран вносят в дом.

Передано от Юсуфа Малики , что Имам Абу Бакр ибн Фурак никогда не ложился спать в комнате, в котором находился Коран, а когда ему хотелось спать, то он, оказывая почет книге Всевышнего Аллаха, переходил в другое место, где не было Корана.

[ЗайнуДдин аль-Малибари, "Иршадуль Иббад" , 89 стр.]


Фард кифая - это такой хукм (заключение), устанавливающий закон Аллаха (обладатель этого закона Аллах, субхана ва тааля), исполнение которого требуется от общества (общины, группы), а не от каждого непосредственно.

Его (фард кифая) хукм - если одна группа будет что-либо делать, то с остальных обязанность спадает, и грех уходит от всех, никто не будет грешен. Например, джаназа намаз - есть обязанность похоронить, одна группа похоронили мусульманина, со всех остальных грех спадает. А если его не сделает ни один, то все будут грешные. Например, если никто не похоронил мусульманина, то вся община становится грешной.

Фарду ‘айн - это такой хукм (заключение), устанавливающий закон Аллаха (обладатель этого закона Аллах, субхана ва тааля), исполнять который должен каждый человек, являющийся мукалляфом (тот, для кого стал обязателен намаз: есть разум, мусульманин, совершеннолетний). Это такие вещи как пяти кратный намаз, паломничество, отстранение от зина и хамр. Если ты читаешь намаз это не значит, что это твоим родителям он уже не фард, или у тебя дедушка был мулла - это не значит, что тебе уже намаз не надо совершать. Каждый мукалляф обязан делать это. Если некоторый из мукалляфов сделают его, то с остальных эта обязанность не спадает.

Имеется виду глотать без жевания, так как если проглотить то, на чем написан текст из Корана, то он попадает в место где есть наджаса, и пачкается этой наджасой..

Дозволяется есть, а не глотать, потому что, когда человек глотает, то он глотает целый лист или кусок листа на котором написан текст из Корана, а когда кушает то, на чем написан текст из Корана, то он разжевывает это и жеванием этот лист разделяется на части, или текст отходит от листа, по этой причине алимы, такие как Имам Рамли и Ибн Хаджар, дозволили есть, а не глотать лист, на котором текст из Корана.

Коран – Слово (речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана — одно из лучших занятий для человека.

В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:

Вознаграждение за чтение Корана: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).

Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Знавшему Коран будет сказано (в Судный день): “Читай и возвышайся. Читай нараспев, как читал ты в земной жизни. Воистину твоё место (в Раю) будет там, где прочтешь ты последний аят”» (Ат-Тирмизи).

Аль-Хаттаби сказал: «Сообщается, что в Коране столько же аятов, сколько есть ступеней в Раю, и чтецу Корана будет сказано: “Поднимайся по ступеням в соответствии с тем, сколько аятов ты прочёл ”. И кто прочтет весь Коран, тот займет самую высокую ступень Рая. А тот, кто прочтет его часть, то поднимется в соответствии с количеством прочитанного, т.е. предел его вознаграждения будет там, где он закончит свое чтение».

Вознаграждение тому, чьи дети обучаются Корану: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «На головы родителей того, кто обучался Корану и поступал согласно ему, в Судный день возложат венец из света, сияние которого будет подобно сиянию солнца, и будут они облачены в одежды, которых никто не видел в этом мире. Они спросят: “За что нас облачили в это?” Им скажут: “За то, что ваши дети обучались Корану”» (Аль-Хаким, слабый хадис ).

Заступничество Корана в Судный День за того, кто читал его при жизни: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Коран, ибо он заступится в Судный день за тех, кто читал его» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день…» (Ахмад).

Награда людей, которые собираются вместе для того, чтобы читать и изучать Коран: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда группа людей собирается в одном из домов Всевышнего Аллаха, читая Его Книгу и обучая ей друг друга, на них обязательно нисходит спокойствие, их покрывает милость, ангелы устремляются к ним и Аллах упоминает о них среди тех, кто у Него» (Абу Дауд).

Правила этикета, связанные с чтением Корана: Ибн Касир упоминает некоторые из этих правил: «Можно прикасаться к Корану или читать его только в состоянии ритуальной чистоты. Кроме того, человеку следует почистить зубы сиваком перед началом чтения; надеть лучшую одежду; повернуться в сторону кибли. Если его преодолевает зевота, необходимо прекратить чтение. Не следует прерывать чтение ради того, чтобы что-то сказать, без острой необходимости При чтении Корана человек должен быть сосредоточенным на том, что он читает. Кроме того, дойдя до благого обещания, желательно обратиться к Аллаху с мольбой, прося у Него это благо, а дойдя до аята, в котором упоминается угроза Всевышнего, попросить у Аллаха защиты. Не следует оставлять Коран открытым или класть поверх него что-либо. Если чтецов несколько, то они не должны повышать голоса, чтобы своим чтением не мешать остальным. Не следует читать Коран на рынках и в шумных местах».

Как следует читать Коран? Вот что ответил Анас (да будет доволен им Аллах) когда его спросили о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран: «Он читал его нараспев, растягивая. Затем Анас прочитал: “БисмилЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим”, растягивая “БисмиЛля-ях”, растягивая“Ар-Рахма-ан” и растягивая “Ар-Рахи-им”» (Аль-Бухари).

Умножение награды за чтение Корана: каждого, кто читает Коран искренне, ради Аллаха, ожидает награда. Однако эта награда умножается и увеличивается, если человек во время чтения сосредоточен, размышляет о прочитанном и хорошо понимает то, что читает. В этом случае за каждую прочитанную букву ему записывается совершение от десяти до семиста добрых дел.

Сколько нужно прочитывать за день и ночь? Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ежедневно прочитывали определенный объем. Полностью они прочитывали Коран не менее чем за семь дней. Более того, передается запрет на прочтение Корана полностью менее чем за три дня.

Старайся же, брат мой, больше времени проводить за чтением Корана. Определи для себя тот объем, который ты мог бы прочитывать ежедневно, и пусть никакие обстоятельства не помешают тебе прочитывать свою дневную норму, ибо лучше читать понемногу, но регулярно, чем помногу, но нерегулярно. Если же ты был занят, или проспал, то возмести пропущенное на следующий день. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проспал чтение части Корана (из того что он прочитывал еженощно), а потом (возместив) прочитал ее между утренней и полуденной молитвой, ему запишется такая же награда, как если бы он прочитал ее ночью» (Муслим). Не будь же из тех, кто оставляет Коран и забывает его, в какой бы форме это не проявлялось, как, например, оставление обычного чтения, или чтения нараспев по всем правилам, или размышления над его аятами, или оставление действия в соответствии с ним, или оставление лечения посредством него.

Из книги «Толкование последних трех частей Священного Корана»
подготовлен офисом по призыву г. Эр-Рияд КСА
официальный сайт книги:

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Священный Коран – несотворенное Слово Божье, которое Всевышний Аллах ниспослал Своему рабу и посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) для того, чтобы тот предостерег грешников от мучительного наказания и обрадовал верующих вестью о бесконечном блаженстве, уготованном для них в Райских Садах.

Господь сказал: «Воистину, те, которые читают писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный» (Фатыр, 29-30).

В этом кораническом отрывке использован глагол «тала», означающий «следовать», «читать». Поэтому для того, чтобы заслужить щедрую награду от Аллаха и милость, нужно не только читать Священный Коран, но и следовать его мудрым предписаниям, жить по его безупречным законам.

О том, как необходимо на деле подтверждать свою веру в Коран и руководствоваться кораническими заповедями, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим позднее.

Сейчас же мы поговорим о чтении Корана – великом обряде поклонения, который очищает душу, воспитывает ее в духе праведности и благочестия, учит человека мудрости, терпению, рассудительности и многим другим похвальным качествам.

До нас дошло много священных текстов, в которых подчеркивается польза от чтения Корана вообще или от чтения отдельных сур и аятов.

В хадисе Усмана б. Аффана, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (аль-Бухари).

В другом хадисе, рассказанном со слов матери правоверных Аиши, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда» (аль-Бухари и Муслим).

Это объясняется тем, что тот, кто испытывает трудности при чтении Корана, получает награду как за чтение откровения, так и за те трудности, с которыми он сталкивается при этом.

Передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает Коран, подобен колоквинту, горькому на вкус и пахнущему горечью» (аль-Бухари и Муслим).

В хадисе Абу Умамы аль-Бахили сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран, потому что в День воскресения он придет и будет заступаться за своих. Читайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», потому что в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за своих. Читайте суру «аль-Бакара», потому что в ней – благодать и изобилие, а без нее – печаль и досада, и колдунам не справиться с ней» (Муслим).

Высокое положение перед Аллахом, заступничество в Судный День, благородный нрав и душевная чистота – это лишь некоторые из плодов, которые приносит чтение Корана. Верующий получает вознаграждение за каждую прочтенную букву из писания Аллаха. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква» (ат-Тирмизи и аль-Хаким).

Передают также, что Ибн Масуд сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Аллаха, примите же Его угощение по мере возможности. Он – прочная вервь Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Он – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Он не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения. Читайте его, ибо, поистине, за прочтение каждой буквы Аллах воздаст вам в десятикратном размере. И я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква» (аль-Хаким).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только обучал мусульман чтению Корана и разъяснял преимущества этого занятия, но и призывал их заучивать Коран наизусть. Передают, что Укба б. Амир рассказывал, что однажды, когда они находились в ас-Суффе, к ним вышел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан или аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников?» Сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит или прочтет два аята из писания Великого и Могучего Аллаха, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аята будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов» (Муслим и Абу Давуд).

В хадисе Абу Хурейры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него» (Абу Давуд).

Изучение Священного Корана – один из самых славных способов поминания Всевышнего. Верующий, изучающий Коран и запоминающий его наизусть, не только заслуживает великую награду, но и заполняет свое сердце Словом Божьим, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Перед ним раскрывается сокровищница божественной мудрости и кладезь знания, и он удостаивается великой милости. Но вместе с тем, на него ложится большая ответственность, потому что пренебрежение Кораном после того, как Аллах поместил его в душе человека, является великим грехом.

Передают со слов Анаса б. Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было показано вознаграждение моих последователей, и среди него была награда за грязь, которую выносят из мечети, и были мне показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их» (ат-Тирмизи и Абу Давуд).

И хотя Всевышний Аллах помогает верующим помнить коранические откровения, далеко не каждый знаток Корана справляется со своими обязанностями. Причина же этого в том, что Слово Аллаха отличается от слов творений, оно требует к себе особого внимания и почтительного отношения. В хадисе Абу Мусы аль-Ашари сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он избавляется быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут» (аль-Бухари и Муслим).

А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут» (аль-Бухари и Муслим).

Если же человек позабыл аят или суру из Корана, то ему не следует говорить, что он забыл Коран, поскольку эти слова подразумевают небрежное отношение к писанию Аллаха с его стороны. Напротив, он должен сказать, что его заставили позабыть Коран.

В хадисе Абдуллаха б. Масуда сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он покидает души людей быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут». Он также сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Я позабыл такой-то аят”. Напротив, его заставили позабыть его» (Муслим).

Все эти предания указывают на огромную пользу, которую приносит чтение Корана, и сообщают о награде, уготованной для тех, кто читает писание Аллаха в надежде заслужить эту награду и снискать довольство Господа. Поистине, это – великая награда за деяние, которое не только не обременяет человека, но и доставляет ему удовольствие, приносит радость и успокоение.

Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца?» (ар-Раад, 28).

Тот, кто лишает себя этой награды, непременно оказывается в убытке, испытывает беспокойство и подвергает себя большой опасности. И чем больше человек пренебрегает писанием Аллаха, тем сильнее его заблуждение, и тем тяжелее его положение. Всевышний сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Рассмотренные нами священные тексты касаются чтения коранических откровений вообще. Но в Пречистой Сунне до нас дошли предания, указывающие на превосходство чтения отдельных сур и аятов.

Одной из таких сур является сура «аль-Фатиха» . Передают, что Абу Саид б. аль-Муалла рассказывал: «Однажды я молился в мечети, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал меня, но я не ответил ему, а потом я сказал: «О посланник Аллаха, я был занят намазом!». Он сказал: «Разве не сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (8:24)?» Затем он сказал мне: «Поистине, я научу тебя величайшей суре Корана». А потом он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров… Это – семь часто повторяемых аятов и Великий Коран, который был дарован мне» (Ахмад, аль-Бухари, Абу Давуд и ан-Насаи).

Превосходство этой суры выразилось в том, что именно ее чтение является одним из столпов намаза, без которого весь намаз считается недействительным. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, то он является несовершенным». Он повторил это трижды, а люди сказали ему: «Но ведь мы стоим позади имама!». Он же сказал: «Читай ее про себя, потому что я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня воздаяния», – Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Как-то он сказал: «Мой раб положился на Меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», – Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», – Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит» (Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

В хадисе Убады б. ас-Самита говорится: «Однажды во время рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел Коран с трудом. Завершив намаз, он сказал: «Я вижу, что вы читаете Коран позади вашего имама». Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха! Клянемся Аллахом!» Он же сказал: «Не читайте ничего, кроме Матери Корана, ибо намаз не засчитывается тому, кто не прочел ее» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Мать Корана – одно из названий суры «аль-Фатиха» , подчеркивающее ее многочисленные достоинства.

Особое место в писании Аллаха также занимают суры «аль-Бакара» и «Аль Имран» . Мы уже упомянули хадис Абу Умамы о том, что в Судный День эти суры будут заступаться за тех, кто читал их и выполнял ниспосланные в них предписания.

В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара» (Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи).

Передают, что Усейд б. Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, она вдруг заволновалась и стала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. В это время его сын Йахья находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его.Он унес ребенка, а когда он поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: « Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» Усейд сказал: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахью, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошел к нему. А потом я поднял голову к небу и увидел там что-то вроде облака, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них!» (аль-Бухари).

Одним из достоинств суры «аль-Бакара» является Аят Престола – 255-ый аят этой суры. Того, кто прочел этот аят перед сном, оберегает хранитель от Аллаха, и сатана не может приблизиться к нему вплоть до наступления рассвета.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поручил мне охранять закят, собранный в рамадане. Тут ко мне пришел какой-то человек, который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он взмолился: «Поистине, я нуждаюсь, у меня много детей, я действительно испытываю сильную нужду!» Тогда я отпустил его, а наутро Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абу Хурейра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, и я сжалился над ним и отпустил его». Он сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». Я уже точно знал, что он вернется, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…он еще вернется», и я стал поджидать его. И он действительно пришел и принялся пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он взмолился: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня много детей! Я больше не вернусь!» Я опять пожалел его и отпустил, а наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абу Хурейра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, и я сжалился над ним и отпустил его». Он сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». И я снова стал поджидать его, и он снова пришел и принялся пригоршнями набирать себе еду. Тогда я схватил его и сказал: «Теперь я точно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернешься, а потом возвращаешься!» Он взмолился: «Отпусти меня, и я научу тебя словам, которые по воле Аллаха принесут тебе пользу!» Я спросил: «Что это за слова?» Он сказал: «Когда ложишься спать, читай аят Престола: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» (аль-Бакара, 255) до конца, и рядом с тобой будет хранитель от Аллаха, и дьявол не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» Я отпустил его, а наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые по воле Аллаха принесут мне пользу, и я отпустил его». Он спросил: «Что же это за слова?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда ложишься спать, читай от начала до конца аят Престола: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…», и еще он сказал мне: «Рядом с тобой будет хранитель от Аллаха, и дьявол не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» Он сказал: «Они (сподвижники – К. Э.) больше всего стремились к благу». Затем он сказал: «Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он сказал тебе правду, хотя он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал в эти три ночи, Абу Хурейра?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Это был сам дьявол» (аль-Бухари).

Большая награда обещана и верующим, читающим последние два аята суры «аль-Бакара». Эти аяты были ниспосланы вместе с сурой «аль-Фатиха» и отмечены особым достоинством.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы сидели рядом с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рядом с ним находился Джибрил. Вдруг он услышал скрип над головой, и Джибрил посмотрел на небо и сказал: «Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались». Через них спустился ангел, который явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара». И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано » (Муслим и ан-Насаи).

Передают со слов Абу Масуда аль-Бадри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто прочтет ночью два последних аята из суры «аль-Бакара», этого будет достаточно» (аль-Бухари, Муслим и другие).

В священных текстах также говорится о пользе от чтения суры «аль-Мульк». Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сура из Корана, состоящая из тридцати аятов, заступается за человека, пока его не простят. Это – сура «Благословен Тот, в Чьей Руке власть…» (ат-Тирмизи, Абу Давуд и Ибн Маджа).

Чтение этой суры перед сном защищает верующего от мучений в могиле, и поэтому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ложился спать, не прочитав суры «ас-Саджда» и «Благословен Тот, в Чьей Руке власть…» (Ахмад).

Исключительное место среди коранических откровений занимает сура «аль-Ихлас». Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Разве не может каждый из вас читать треть Корана каждой ночью?» Это показалось им очень тяжелым, и они сказали: «А кто из нас способен на такое?» Он сказал: «Аллах – Единый, Самодостаточный! Это – треть Корана» (Ахмад, аль-Бухари и другие).

Это значит, что чтение суры «аль-Ихлас» приносит человеку такую же пользу, как и чтение трети Священного Корана. Однако из этого не следует, что оно засчитывается вместо чтения трети Корана. Например, если молящийся трижды прочел в намазе суру «аль-Ихлас», то это не освобождает его от обязанности прочесть суру «аль-Фатиха». Благодеяния могут быть одинаково полезными и вознаграждаться одинаково, но это не делает их одинаковыми во всех отношениях.

В хадисе Абу Айюба аль-Ансари сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет «Нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, и Ему надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь» десять раз, тот словно освободил из рабства четырех потомков Исмаила» (аль-Бухари и Муслим).

Тем не менее, если человек должен освободить четырех рабов в качестве искупления греха, то ему не достаточно просто произнести эту молитву десять раз.

Прекрасными особенностями отмечены и две последние суры Корана – «аль-Фаляк» и «ан-Нас» .

Передают со слов Укбы б. Амира, что однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этой ночью мне были ниспосланы аяты, подобных которым никто не видел. Это – суры и «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей…» (Ахмад, Муслим и другие).

Передают со слов Абу Хабиса аль-Джухани, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Абу Хабис, не сообщить ли тебе о самых лучших словах, которые только могут произнести люди, ищущие защиты Аллаха?» Он сказал: «Конечно, сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета…» и «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей…» – это две суры, посредством которых прибегают к защите Аллаха» (ан-Насаи).

Из всего сказанного следует, что мусульмане обязаны усердно читать Коран, размышляя над его аятами и мудрыми предписаниями. В наибольшей степени это относится к месяцу рамадану, потому что чтение Священного Корана в этом месяце имеет дополнительные преимущества. Именно в рамадане Всевышний Аллах ниспослал Коран с Хранимой Скрижали на ближайшее небо, откуда ангел Джибрил в течение двадцати трех лет приносил откровения Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Каждый год в рамадане Джибрил приходил к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы прочесть Коран вместе с ним. А в последний год жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ангел явился к нему дважды и дважды прочел Коран вместе с ним для большей надежности. В рамадане наши праведные предшественники подолгу читали Коран в намазе и в другое время. Имам аз-Зухри, да смилостивится над ним Аллах, говорил о рамадане: «Это месяц для чтения Корана и кормления людей». Имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, с наступлением рамадана прекращал читать хадисы и проводить занятия и посвящал себя только чтению Корана из свитка.

Известный комментатор Корана и знаток хадисов Катада, да смилостивится над ним Аллах, за каждые семь ночей перечитывал Коран полностью, но в рамадане он делал это за три ночи, а в последние десять дней рамадана – каждую ночь. Ибрахим ан-Нахаи, да смилостивится над ним Аллах, перечитывал Коран полностью в рамадане за каждые три ночи, а в последние десять дней этого месяца – за каждые две ночи. Аль-Асвад перечитывал писание Аллаха каждые две ночи на протяжении целого месяца.

Верующие должны брать пример с этих праведников и следовать их путем, чтобы присоединиться к ним в садах Эдема и заслужить такой же прекрасный удел, как и они. Не подобает человеку, который возлюбил Господа, упускать благословенные часы, которые Господь отпустил ему для того, чтобы он мог заслужить Его милость и прощение. Поистине, жизнь человека коротка, но многие осознают это лишь тогда, когда приближается час расставания с этим миром, и тогда им кажется, что они пробыли на земле всего лишь несколько часов.

Уроки благословенного месяца ” – Эльмир Кулиев и Рауф Абаскулиев

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, в ком нет [в чьей памяти нет] ничего из [оригинала] Корана [на арабском языке], тот подобен разрушенному (разоренному, опустошенному) дому» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Умеющий искусно читать Коран [на языке оригинала] - на уровне ангелов. Тот же, кто читает Коран запинаясь, с трудом [но прилагая усилия, учась и стараясь], получает двойное вознаграждение» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) посредством Корана поднимает одних [коранические смыслы мотивируют их становиться во всех отношениях лучше: умнее, сильнее, набожнее, богаче, щедрее] и опускает других [посредством коранических смыслов они оправдывают свое бессилие, лень, жалкое нищенское существование, свою жестокость, насилие, невоспитанность]» .

Посредством мощных коранических смыслов Творец кого-то поднимает, а кого-то опускает. По их выбору!

Наше время, как и, полагаю, прошедшие века и тысячелетия, имеют яркие живые примеры данного пророческого высказывания. Священные Писания поднимали своими глубокими и великими смыслами на высочайшие уровни созидания и изобилия одних верующих и опускали на низшие уровни жестокости и разрушения, убийства и насилия «во имя Бога» других. На то и Судный День - чтобы расставить все по своим местам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]» .

Как комментируют ученые, «этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему , а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими» . Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условием, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает» . Аль-Хакям говорил: «Я не слышал , чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)» . Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя .

Необходимо отметить, что плата не является обязательной, кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это - единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю, что «алифляммим» (слово) - это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) - это харф , «лям» (буква арабского языка) - это харф , «мим» (также буква арабского языка) - это харф » .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Четыре [коранических фрагмента] были низведены [особым образом] из сокровищницы [находящейся] под Троном : (1) сура «аль-Фатиха», (2) аят «аль-Курси», (3) последние два аята суры «аль-Бакара» и (4) сура «аль-Кявсар» .

Пророк Мухаммад сказал: «Не ниспослал Аллах (Бог, Господь) ни в Торе, ни в Евангелии подобия [по значимости, содержанию, емкости] суры «аль-Фатиха», состоящей из семи предложений и разделенной между Богом и человеком [читающим ее], и получает раб Божий просимое [желанное ему]» .

Слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в любом из намазов] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики явмид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это - между Мною и обращающимся ко Мне. Ему [Я дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это - рабу Моему. И ему - то, что он просит» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы [во что-то мертвое, бездыханное, опустевшее]. Воистину, Сатана (Дьявол) убегает из дома, в котором читается сура «аль-Бакара» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто прочитает на ночь два последних аята из суры «аль-Бакара», тому их будет достаточно [чтобы приобрести духовное спокойствие, умиротворение, а также защиту от всех форм зла]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто прочитает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы[-намаза], тот будет находиться под защитой Аллаха (Бога, Господа) до следующей молитвы» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Тому, кто будет читать аят «аль-Курси» после каждой обязательной молитвы[-намаза], [если он умрет] ничто не воспрепятствует попасть в Рай» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды процитировал из Корана: «Поистине, в творении небес и земли, в том, что ночь сменяется днем, есть знамения для обладающих разумом» . И воскликнул: «Горе тем, кто прочитает данный аят, но так и не призадумается над этим [не уразумеет неописуемое совершенство, указывающее на Создателя, Господа миров]» .

Пророк Мухаммад говорил: «Кто прочитает суру «Пещера» в пятницу , последующие семь дней того осветятся небесным светом» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призывал: «Передавайте (доводите до сведения других) хотя бы один аят из того, что оставлено мною. [И вам не запрещено] цитировать из того, что от детей Исраила [притчи-исраилият ], нет греха в этом. Кто же намеренно будет лгать в мой адрес [приписывая мне то, чего я на самом деле не говорил и не делал], тот подготавливает для себя место в Аду» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) порой обращался ко Всевышнему с мольбой: «Господи, помоги мне извлечь пользу из того, чему Ты меня научил; научи тому, что окажется полезным для меня; приумножь мои знания. Я благодарен Тебе за все и прошу удалить от состояния обитателей Ада [от всего того, что приближает к нему]» .

Транслитерация: Аллаахумма-нфа‘ни бима ‘аллямтани, ва ‘аллимни ма янфа‘уни, ва зидни ‘ильма. Аль-хамду лил-ляяхи ‘аля кулли халь, ва а‘уузу бил-ляяхи мин хаали ахлин-наар.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) [обычно] не ложился спать, пока не прочитывал суру «ас-Саджда» и суру «аль-Мульк» » .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, у всего есть сердце [нечто главное, самое важное, ключевое], а сердцем Корана является [сура] «Ясин». Я очень хочу (сильно желаю), чтобы она (данная сура) оказалась в сердце каждого из моих последователей [была заучена и периодически читаема]» .

Ибн ‘Асакир передает в своем повествовании об известном сподвижнике пророка Мухаммада ‘Абдулле Ибн Мас‘уде. «Когда последний заболел болезнью, которая в последующем стала причиной смерти, его навестил ‘Усман ибн ‘Аффан.

На что жалуешься? - спросил ‘Усман.

Прегрешения мои… - ответил тот.

Чего ты страстно желаешь? - продолжил ‘Усман.

Милости Господа! - был ответ Ибн Мас‘уда.

Не пригласить ли к тебе врача?

Врач был причиной моей болезни.

Может, преподнести тебе что-то в дар? - снова вопросил ‘Усман.

Я не нуждаюсь в этом!

Это останется поддержкой твоим дочерям, - настаивал четвертый праведный халиф.

Ты думаешь, что их может постигнуть бедность? - произнес ‘Абдулла ибн Мас‘уд. - Я приказал дочерям своим постоянно читать на ночь суру «аль-Вакы‘а». Поистине, я слышал, как посланник Господа (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто читает каждую ночь суру «аль-Вакы‘а», того никогда не постигнет бедность, нужда» .

Чтение Священного Корана на ночь, безусловно, полезно, но так как мухаддисы считают данный хадис недостоверным , невозможно однозначно утверждать, что чтение данной суры защитит от бедности.

От Анаса передается: «Учите своих детей (своих жен, дочерей) суре «аль-Вакы‘а»! Поистине, она является сурой достатка (независимости) [то есть помогает человеку с Божьего на то благословения стать обеспеченным и уверенным в себе, независимым от других]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, в Коране есть сура [состоящая] из тридцати аятов, которая будет заступаться за человека (ходатайствовать за него) [в Судный День пред Богом] до тех пор, пока ему [человеку, периодически перечитывавшему ее или знавшему наизусть] не будет прощено [прощены его грехи], и это - «табааракял-лязи би ядихиль-мульк…» [именно этими словами начинается сура «аль-Мульк»] .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть в Коране сура, состоящая из тридцати аятов. Она будет заступаться [на суде Господа] за обладателя ее [знавшего ее наизусть или постоянно читавшего] до тех пор, пока не введет она его в Рай [с Божьего на то благословения]. И это - «табааракя...» [этими словами начинается сура «аль-Мульк»] .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сура «Табааракя…» [то есть сура «аль-Мульк»] является защищающей [для периодически читавшего ее или знавшего наизусть] от мучений в могиле (в загробном мире)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросил у сподвижников: «Сможете ли вы прочитать треть Корана за ночь?» Это показалось им тяжелым. Они ответили: «О посланник Божий, кто из нас в состоянии прочитать столько за ночь?! [Это очень сложно]». Тогда посланник Божий сказал: «Сура «аль-Ихляс» - треть Корана» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Клянусь Богом, поистине, она [сура «аль-Ихляс»] равна трети Корана [по смысловой значимости и Божественному воздаянию ]!»

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 128, хадис № 2093, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 813, хадис № 2918, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 2913.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 312, хадис № 244–(798).

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 318, хадис № 269–(817); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 117, хадис № 1909, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 671; Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 244, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 392, хадис № 5737.

Подавляющее большинство богословов (имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и многие другие) говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему, обоснуя свое мнение упомянутым хадисом от Ибн ‘Аббаса. Только некоторые, и среди них богословы ханафитского мазхаба (Абу Ханифа и др.), говорили о нежелательности, а порой и запретности этого. Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то принятие его допускалось богословами-ханафитами. Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяния (аджр) необходимо ожидать от Господа. Подробнее см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571, 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 135–138.

Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 211.

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 570–577; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 135.

То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорили некоторые ученые, тем более что наряду с хадисами разрешающими есть и порицающие. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 138.

Отмечу, что у хадисов порицающих принятие платы очень низкая степень достоверности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 136.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 671.

Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 600, 601, хадис № 2068, «хасан сахих», а также № 2069, «сахих».

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасан сахих».

Трон - величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых.

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 63, хадис № 927, «сахих».

Хадис от Убейи ибн Кя‘ба; св. х. Ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 497, хадис № 3125, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 169, хадис 38–(395); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 12, 13.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 307, хадис № 212–(780).

Хадис от Абу Мас‘уда; св. х. Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1615, хадис № 5009; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 315, хадис № 256–(808); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 169, хадис № 1397, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8927; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 144.

«Дети Исраила» - это потомки Я‘куба (Иакова), сына Исхака (Исаака), внука Ибрахима (Авраама). У Я‘куба было прозвище Исраил. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 614.

Словосочетание «дети Исраила (потомки Я‘куба)» часто встречается в Священном Коране.

Можно перевести как «притчи и мудрые повествования людей Писания».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1075, хадис № 3461; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 614, хадис № 3461.

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 994, хадис № 3608.

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2892, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 428, хадис № 6921, «сахих».

См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 385; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 207; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 154; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 146, хадис № 2423, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 5.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но практиковать его канонически допустимо и полезно во всех отношениях.

Хадис приводится Ибн ‘Асакиром в его описании биографии ‘Абдуллы ибн Мас‘уда. См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 427; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 257. В шести известных сводах достоверных хадисов данный хадис не приводится.

Известный богослов-мухаддис ас-Суюты говорил о недостоверности (да‘иф) данного хадиса. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 538, хадис № 8942, «да‘иф».

Отмечу, что данный хадис также не приводится в шести известных сводах хадисов. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 256; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 406, хадис № 1499.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 138, хадис № 2279, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2891, «хасан».

Хадис от Анаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 290, хадис № 4726, «сахих».

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Мардавайхи. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 290, хадис № 4727, «хасан».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1616, хадис № 5015.

Подробнее о том, что предположительно подразумевается под словами «равна трети Корана», см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 74, 75.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1616, хадис № 5013.

Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 691, 692.

Коран – это главное руководство в жизни верующего. Это слова Всевышнего Аллаха, читая и выучивая которые он разговаривает с Аллахом, чувствует Его поддержку и действует по жизни. Коран – это курсор и маяк, показывающий мусульманину в каком направлении нужно делать каждый свой шаг. Милость Аллаха всеобъемлюща, и Он указал правила, следуя которым человек может обрести истинное счастье. О том какими достоинствами и благами обладает Коран, какого положение верующего, читающего его сказано в хадисах Посланника Аллаха (мир ему):

  1. «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других».
  2. «Эти сердца ржавеют, как ржавеет железо, когда его касается вода. Спросили: «О Посланник Аллаха, как же уберечь сердца от ржавчины?» Он сказал: "Часто вспоминать о смерти и много читать Коран».
  3. «Тот (человек), в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».
  4. «Кто читает Коран и учит его наизусть, и отличает добро от зла, тот будет впущен в Рай Аллахом, который примет от него заступничество за 10 человек из его семьи, которые обречены на Ад».
  5. «Знаток Корана будет с благородными ангелами, которые переписывают ниспосылаемые книги Аллаха. А тот, кто с трудом, но усердно читает Коран, получает двойную награду».
  6. «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» - буква, «Лям» - буква и «Мим» - буква».
  7. «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем».
  8. «Поистине, одних людей Аллах возвысит посредством этой Книги, а других - унизит».
  9. «Если бы Коран сделали кожей, а затем бросили бы в Огонь, то он не сожрал бы его!»
  10. «Поистине, я оставил среди вас Книгу Аллаха, которая является вервью Аллаха. И кто будет следовать ей, тот будет на прямом пути, а кто оставит ее, тот впадет в заблуждение!»
  11. «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется».
  12. «Коран – это заступник, чье заступничество не отвергается. И того, кто поставит Коран впереди себя (живя по нему), того он введет в Рай. А того, кто оставит его позади себя, он введет Ад!»
  13. «Я завещаю тебе бояться Аллаха Всевышнего, ибо поистине, это является вершиной всего! Тебе следует совершать джихад, ибо поистине, это монашество Ислама. И тебе следует поминать Всевышнего Аллаха и читать Коран, ибо поистине, это будет твоим отдыхом на небесах и похвалой на земле».
  14. «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелами), а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда».
  15. «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них сакина, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним».

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Совершения дуа с поднятыми руками
Как поможет привлечь удачу амулет с изображенным на нем символом колеса Фортуны?
Архангел Люцифер и Архангел Михаил — противостояние братьев